Интересной статистикой поделился наш партнёр – Компания TravelLine. Выборка сделана на основе данных работы 441 санатория, полученных при помощи TL: Booking engine (модуль онлайн-бронирования для сайта санатория) и из TL: Channel manager (инструмент для упрощения работы с агентами санатория, такими как Alean, Дельфин, Sanatory.ru и другие).
С начала 2022 года и по сегодняшний день явно выделяются четыре пика отмены бронирований (см. рис. 1). Три из них (1, 3, 4) связаны с акциями кешбэка, когда люди отменяли бронирования для того, чтобы вновь забронировать путёвку и получить возврат части средств по акции, и один пик (2) совпадает с началом СВО.
Рис.1.
Объявленная 21 сентября этого года частичная мобилизация практически никак не повлияла на ситуацию с отменами бронирований (см. рис. 2). Но, по словам Валерия Сычёва, заместителя генерального директора туроператора «Росюгкурорт», рынок будущих бронирований замер. Т.е. пока никто не отменяет сделанные ранее заказы, но и не поступают новые заявки.
«Пока массовых аннуляций нет. Никто особо сильно не спешит аннулировать, хотя есть случаи, когда бронь на санаторий аннулируют люди, кому уже пришли повестки. Пока это единичные случаи. Пока люди выжидают, и по новым бронированиям наблюдается затишье. Рынок замер с начала этой недели. Дождёмся конца этой недели и в понедельник посмотрим на свежую статистику…», – пояснил Валерий Анатольевич.
На следующий день заместитель генерального директора туроператора поделился обновлёнными данными. По его словам, 28 сентября стал днём массовых аннуляций и тотального затишья. «Картина очень похожа на карантинные дни, – прокомментировал ситуацию Валерий Анатольевич. – Поток аннуляций начинает расти на фоне минимальных бронирований…»
Рис.2.
Таким образом, наблюдается интересная картина. С одной стороны, люди предпочитают не делать резких движений, по крайней мере, из числа тех, кто забронировал путёвки в санаторий, с другой, большое количество мужчин оперативно выехало за пределы РФ. И этот процесс активно продолжается. По данным сервисов бронирования авиабилетов, увеличение покупок стало наблюдаться уже во время речи президента В.В.Путина 21 сентября. Более резкие движения трудно представить.
Одно из объяснений этого диаметрально противоположного поведения – разные возрастные и, вероятно, социальные группы, к которым относятся покупатели путёвок в санатории и те, кто быстро отреагировал на изменение ситуации выездом из страны. Путёвки, особенно в осенний период, в основном покупает возрастная категория 50+, которая является активным потребителем телевизионного контента и, вероятно, поддерживает проведение СВО. Те же, кто выезжает, в большинстве относятся к возрастной группе 18-35 лет, как раз совпадающей с заявленной военным ведомством возрастной группой, подлежащей первоочерёдной частичной мобилизации.
А вот приостановка покупок – абсолютно нормальная и естественная реакция в условиях полной неопределённости, тем более в тот момент, когда страна впервые с 1941 года оказалась в условиях мобилизации и угрожающей, идущей по нарастающей риторики политиков о возможности применения всех имеющихся в распоряжении систем вооружений.
Так или иначе, до тех пор, пока не появится ясность и надежда на возвращение к привычной жизни, улучшения ситуации с путёвками не ждём. А вот готовиться к возможному привлечению санаториев в рамках мобилизационных мероприятий для работы со специфическим контингентом, пожалуй, стоит.
Сергей Дмитреев, главный редактор Бизнес-журнала «С.К.О.».