О возможных рисках санаторно-курортной отрасли, проблемах и способах их решения мы поговорили с Дмитрием Богдановым, членом Общественного Совета Ростуризма, председателем Правления Ассоциации Отельеров АМОС.
Про сегодняшние проблемы в отрасли
Среди ключевых рисков, с которыми в сложившейся ситуации могут или уже столкнулись представители санаторно-курортной отрасли, Дмитрий Богданов отметил следующие:
– Рост цен у поставщиков.
Пока многие, по словам Дмитрия Владимировича, пользуются имеющимися запасами продуктов и расходных материалов. Но запасы эти не безграничны, а пополнять их придётся уже с учётом новых цен и ограниченного ассортимента.
– Изменение привычных каналов продаж и продвижения.
Так, за последнее время работу в России прекратил сервис онлайн-бронирования Booking, в силу собственных финансовых трудностей сократили свои программы корпоративные клиенты санаториев. Кроме того, продвижение санаторно-курортных услуг осложняется блокировкой привычных маркетинговых каналов: в начале марта «в свете непредвиденных обстоятельств» продажу рекламы в своих сервисах приостановил Google, был заблокирован Instagram, на 30-35% выросла стоимость продвижения в Яндексе.
– Транспортная недоступность.
«Многие считают, что если перерегистрировать самолёты с Бермудских островов на российскую юрисдикцию, то вопрос этим решится. Не решится, конечно, потому что нет технического обслуживания, нет запчастей, не исключаю, что и программное обеспечение может быть дистанционно выключено. Часть рейсов в этой ситуации явно будет отменена, что, конечно, ухудшает связь с дальними регионами».
– Отсутствие специалистов по антикризисному управлению.
«Есть санатории с высоким уровнем доверия, как правило, в высоком ценовом сегменте, они ещё какой-то «запас прочности» имеют. Но подавляющее число участников рынка к эпохе великих перемен и исторических событий оказались не готовы. У них просто нет в штате специалистов с навыками работать в кризисных ситуациях».
– Снижение платёжеспособности и изменение поведения потребителей.
И это, по мнению эксперта, одна из ключевых проблем, которую придётся решать санаториям.
«Люди переживают. Кто-то уже отменяет поездки, кто-то переносит даты, а новых клиентов нет».
Что делать?
- Выбрать свою уникальную нишу, сконцентрироваться на одном направлении и сделать его лучшим в стране.
«Если это будет сделано, и если это будет грамотно обеспечено в информационном порядке, то вероятность меньшего, чем у других спада, очень высокая. В ряде случаев возможно даже движение вперёд».
- С учётом проблем с авиационным сообщением пересмотреть целевую аудиторию, сместив фокус с жителей дальних регионов на близлежащие.
- Проработать вопросы антикризисного управления:
– создать «антикризисный штаб» из топ-менеджеров и сотрудников собственного предприятия,
– обратиться за помощью к общественным организациям, которые обучают основам антикризисного управления, дают площадки для обмена опытом,
– воспользоваться услугами платных и бесплатных консультантов.
- Найти новых поставщиков.
- Пересмотреть набор услуг: от чего-то отказаться, а что-то, наиболее перспективное, в обязательном порядке сохранить.
- Проработать ценовую политику.
Сильно повышать цены на собственные услуги даже в нынешних условиях, считает Дмитрий Богданов, не стоит. Возможно, первое время придётся даже поработать себе в убыток. Но в перспективе это поможет не потерять клиентов и не уйти в ещё больший кризис.
- Осваивать новые каналы продвижения и рекламы.
«Работают «ВКонтакте», работают «Одноклассники», появляются новые сети. Никто не отменял электронные рассылки, рекламу в традиционных СМИ, в том числе, электронных. Нужно разговаривать, пытаться убеждать, подключать органы власти, чтобы они поддерживали своим административным ресурсом».