Отмена авиационного сообщения оказала существенное влияние на загрузку российских курортов. Сильнее других упал спрос на отдых в Крыму, чуть меньше, но тоже пострадал интерес туристов к Сочи, Геленджику и Анапе. А вот среди средств размещения лучше других в новых реалиях пока ощущают себя санатории и пансионаты с лечением. Доставшийся им с советских времён «запас прочности», а также всесторонняя федеральная и региональная поддержка создают отечественным здравницам потенциал для того, чтобы стать даже лучшими в мире. Такое мнение в интервью каналу «РБК Юг» высказал председатель правления Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
О запрете полётов и перспективах сезона 2022
Отмена авиационного сообщения, подтвердил Дмитрий Богданов, существенно повлияла на текущий туристический сезон. Сильнее всего закрытие неба сказалось на курортах Крыма, Анапы, Геленджика. По той же причине – изменение логистики – одними из лучших в этом году, по мнению эксперта, станут курорты Кавказских минеральных вод. Именно туда перенаправился поток туристов из традиционно популярных, но в этом году «изолированных» черноморских курортов. А вот в Сочи, отмечает Дмитрий Богданов, ситуация разнонаправленная.
– Очень хорошо себя чувствуют санатории. Они предложили достаточно хорошее сочетание цены и качества. Плюс программа кешбэка сработала очень хорошо именно по санаториям. Отели «с именем» чувствуют себя хорошо. Отели, которые не занимались развитием бренда своего предприятия, бывает, испытывают проблемы.
В целом, надеется Дмитрий Богданов, показатели нынешнего сезона по загрузке будут сопоставимы с прошлогодними. У некоторых средств размещения спад – порядка 5-7 процентов – всё-таки возможен. Коснётся это, в основном, тех отелей и санаториев, которые по какой-то причине не успели вовремя скорректировать цены с учётом высокой инфляции или, наоборот, излишне оптимистично подняли их на сезон у и получили отток клиентов. Но объекты, которые покажут результат даже выше, чем в прошлом году, заверил эксперт, тоже определённо будут.
Мультиканальность – залог успешного бизнеса
Нынешний туристический сезон, считает собеседник РБК, очень хорошо показал, что практика использования единственного канала продвижения не приносит желаемого результата. А вот мультиканальность, наоборот, влечёт за собой повышение процента загрузки по году и улучшение продаж по «краям сезона» – в мае, начале июня и осенью. При этом своего рода возрождение, считает эксперт, испытывает в нынешнем сезоне ранее отодвинутый на второй план канал продаж через туроператоров и турагентов.
– Те кто работает с этим сегментом рынка, практика показывает, цены предлагают, в принципе, ниже для туристов, но отель зарабатывает больше. Поэтому в этом году – определённый «ренессанс» туроператоров, турагентств как надежного канала бронирования путёвок для туриста. Он снова показал свою состоятельность.
А вот что касается каналов онлайн-бронирования, то, по мнению Дмитрия Богданова, ни одна из функционирующих на рынке систем не имеет сегодня тех возможностей, которыми располагал ушедший Booking. Кроме качественного технического решения, голландский бренд предоставлял российским средствам размещения право участия в своих крупнобюджетных маркетинговых программах. Наши системы бронирования, считает эксперт, доступа к таким ресурсам не имеют, а потому сразу теряют скорости развития. Хотя, отмечает Дмитрий Богданов, российские проекты продолжают сегодня расти. Отели и туристы не прекращают поиска наиболее комфортных для себя каналов бронирования. А на то, чтобы привыкнуть к новым условиям, просто нужно время.
Если мы смотрим на санатории, то здесь мы безоговорочно имеем потенциал для того, чтобы быть номером один в мире
Быть конкурентоспособными на мировом рынке отечественным здравницам, в первую очередь, помогают богатые природные ресурсы. Их освоение в нашей стране началось ещё в советские времена, а сегодня они – хороший фундамент для развития.
– Это и разведанные запасы минеральных вод, и разведанные запасы лечебных грязей, пробуренные скважины, наличие таких лечебниц, как Мацеста, например. Тамбуканские грязи, сакские грязи в Крыму.
Кроме того, помощь российским санаториям оказывают сегодня власти – местные и федерального уровня. Помимо руководства Краснодарского края, которое считает бальнеологию стратегической отраслью, о развитии своих здравниц заявляют и в других регионах. Активно участвуют в продвижении собственного санаторно-курортного комплекса, по словам Дмитрия Богданова, например, правительства Башкортостана и Тюменской области.
Ещё одним вариантом для развития бальнеологии в регионах могут стать и так называемые курортные поликлиники. Лечебные услуги должны быть доступны гостям отелей, пансионатов и даже частного сектора. Так, по мнению Дмитрия Богданова, туристы получат качественный продукт за хорошую цену, а бизнес и власти – приток доходов в свои бюджеты.
– Поэтому тема очень интересная, мы точно вне конкуренции. Путёвки с лечением в Краснодарском крае сейчас предлагают максимум пользы для здоровья по самым минимальным ценам в России и в мире. Этот шанс нужно активно использовать, сферу развивать.