Вчера, 4 апреля, с инициативой продлить эксперимент по взиманию курортного сбора до 31 декабря 2027 года в Государственную думу обратились депутаты от Ставрополья. В регионе, который изначально принимал участие в пилотном проекте правительства, смогли собрать внушительную сумму на развитие курорта. Однако, несмотря на положительный опыт внедрения инструмента в Кавминводах, а также Белокурихе и на Кубани, необходимость введения «налога на отдых» в других регионах до сих пор вызывает споры.
Как отмечают авторы законодательной инициативы, проект, который до сего дня в пилотном формате проходит в Краснодарском крае, на Алтае и в Кавминводах, необходимо продлить ещё на 5 лет. Ранее предполагалось, что после 31 декабря 2022 года курортный сбор с туристов больше требовать не будут.
Выступить с таким предложением ставропольских парламентариев побудили достаточно убедительные успехи, которые эксперимент задолго до своего окончания продемонстрировал в Кавминводах. С 2018 по 2021 годы от курортного сбора в региональный бюджет поступило более 904 млн рублей, плательщиками стали 1,6 млн человек. Вырученные средства позволили улучшить курортную инфраструктуру территории, что, в целом, повысило доступность санаторно-курортного лечения.
Теперь, чтобы инициативу ставропольцев поддержали на федеральном уровне, её должны одобрить парламентарии большинства регионов России. Сегодня идею уже поддержали в Краснодарском крае. Присоединиться к программе пожелали также Калининградская область, несколько северокавказских республик и Севастополь.
«Поддерживаю идею введения курортного сбора в Севастополе – это позволит городу направлять больше средств на благоустройство и развитие туристской инфраструктуры. Она у нас испытывает огромную нагрузку в летний сезон», – ещё в ноябре 2021 года заявлял губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Сообщается также, что ранее, помимо Ставрополья, положительным результат эксперимента признали и в Алтайском крае. В Белокурихе курортный сбор взимают в 33 санаториях и отелях. Расходуются средства, поступающие в Фонд развития курортной инфраструктуры, с учётом мнения местных жителей. Причём из собранных за четыре года 120 миллионов рублей на благоустройство курорта уже направлено более половины средств – 64 млн. На эти деньги, в частности, был разработан дизайн-проект набережной, создан новый терренкур между санаториями «Белокуриха» и «Сибирь», подготовлен план озеленения территории возле санатория «Алтайский замок» и многое другое.
Однако положительную оценку эффективности и целесообразности курортного сбора поддержали не все эксперты туристической отрасли. По мнению руководителя туроператора АЛЕАН Ильи Уманского, сообщается на сайте АТОР, в текущих экономических условиях курортный сбор – мера несвоевременная. А вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что стимулировать внутренний туризм с помощью дополнительных сборов в ситуации, когда доходы населения падают, просто непозволительно.
«Если федеральный центр в лице Ростуризма реализует меры, поддерживающие внутренний туризм, например, проводит программу туристического кешбэка, то региональные власти забирают часть этих средств из «кармана» туристов, особенно бюджетников. Регионам пора пересмотреть свою политику в туризме. Можно не собирать деньги с туристов, а предоставить участникам туротрасли больше налоговых и инвестиционных преференций. Чем больше хозяйствующих субъектов и рабочих мест будет создано в туризме, тем больше будет собрано налогов», – отмечает Сергей Ромашкин.
Косвенно такое не единичное мнение подтверждается и действиями региональных властей. В Крыму, например, несмотря на принятие соответствующего закона начало эксперимента долго откладывали, а в феврале текущего года от курортного сбора и вовсе решили отказаться. По мнению местных властей, решить инфраструктурные проблемы полуострова проект правительства не может, а к раздражению туристов, скорее всего, приведёт.
По мнению редакции «С.К.О.», в целом, эксперимент по введению курортного сбора можно признать успешным. Собранные в рамках проекта средства будут направлены на развитие курортных территорий, а, если сумма сбора останется для населения «безболезненной», к какому-либо раздражению или негативным репутационным последствиям для курортов это не приведёт.
Важным моментом однако при этом остаётся сохранение максимальной прозрачности при расходовании средств. Туристы, заплатившие даже небольшой «налог на отдых», должны абсолютно чётко понимать, на что пошли деньги. Нелишним в этой ситуации будет даже вывешивать специальные таблички на построенные или реконструированные за счёт курортного сбора объекты.
Источники: ИА REGNUM, сайт АТОР, Российская газета.