Материал подготовлен Ассоциацией Отельеров АМОС
Наталья Барабанова, зам. председателя Правления Ассоциации Отельеров АМОС на КМВ и курортах Северного Кавказа.
Российский туристы, искушённые заграничным «ол инклюзивом», от отечественного сервиса приходят в недоумение. Почему гостиницы и отели на курортах Северного Кавказа и КМВ не дотягивают до международного уровня? Кадровый голод ощущают практически все отельеры Кавминвод и Северного Кавказа. Проблема появилась не вчера и с каждым годом только усугубляется.
В Кавказских Минеральных Водах нехватка персонала ощущается на всех уровнях. И это не только линейный персонал, будь то горничные или медсёстры. С одной стороны, в регионе достаточно медучилищ, которые должны «штамповать» медсестёр. Почему же их всегда не хватает в санаториях КВМ? Причина банальна – низкая зарплата.
– С персоналом дефицит, поэтому объекты размещения соревнуются – кто больше заплатит? – комментирует Наталья Барабанова, заместитель председателя правления Ассоциации Отельеров АМОС по КВМ и Северному Кавказу. – И персонал начинает уходить из одного санатория в другой… Аналогичная ситуация с горничными, которые пойдут туда, где больше заплатят. И такая миграция постоянно.
В отношении КВМ могу сказать, что здесь хотя бы проводится обучение персонала – это большой плюс. Есть старшие горничные, руководители хаускипинга и т.д. Они помогают обучать и контролировать работу. Поэтому уровень сервиса на КМВ выше, чем в соседних регионах.
Не такая плачевная ситуация и с топ-кадрами, потому что КВМ в курортной отрасли работает давно и стабильно. Есть менеджеры, дорастающие до вторых и даже первых лиц в санаториях за 10-15 лет работы. Также на топовые должности приглашают специалистов из других регионов.
Что касается молодого горнолыжного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкессии, то здесь нехватка персонала является одной из главных проблем отельеров. Большинство сотрудников – приезжие. А хорошие отели практически не принимают местное население на работу. Топовые должности занимают либо сами собственники, либо приглашенные специалисты из других регионов. Если отелем управляет собственник, то, скорее всего, особого развития не будет. Учиться или следить за ситуацией на рынке собственники не хотят. Соответственно, всё это отражается на сервисе.
– Могу сказать, что кадровый вопрос в Архызе действительно стоит остро, – комментирует Марат Муразов, управляющий отелем «Софийские вершины». – Ситуацию не спасает даже заработная плата, которая в Архызе, в сравнении с Кавминводами, всё-таки выше.
В Дагестане с кадрами также большая напряжённость. На нехватку специалистов накладываются и местные особенности, которые не все работодатели или туристы готовы принять. Сотрудники могут не выйти на работу без предупреждения по семейным обстоятельствам и т.д. Проблема и в том, что персонал никто не обучает.
– В Дагестане отелями управляют обычно собственники или местное население, – отмечает Наталья Барбанова. – Объектов размещения на достойном уровне крайне мало. Да и в них тоже не до конца всё хорошо. Поэтому сервис в общей массе в зачаточном состоянии.
Не лучше ситуация с кадрами и в Северной Осетии. Здесь сталкиваются с тем, что опытные сотрудники, поднабравшись опыта, предпочитают уезжать в другие, более перспективные регионы.
Руководитель оздоровительного центра «Роза ветров» в Северной Осетии в посёлке Верхний Фиагдон комментирует кадровый вопрос:
– Кадровая проблема есть почти во всех отелях в Северной Осетии. Молодёжь приходит после окончания института и якобы готова работать. Но они почему-то уверены, что и так всё знают. Учиться готовы единицы. Мы уже брали практикантов с дальнейшим трудоустройством, но часть ходит на практику для галочки. Интерес к работе проявляют пара человек. Тянуть человека, который не хочет работать и считает, что ему все должны – нецелесообразно. У нас есть денежная мотивация, когда после каждого отработанного года мы повышаем зарплату. К сожалению, нет возможности обмениваться с другими отелями путёвками и отправлять персонал на обучение. Поэтому повышение квалификации – своими силами. У нас был момент, когда мы приглашали сотрудников из других регионов, но столкнулись с тем, что они, набравшись опыта, уезжают в Москву и другие крупные города. Получается, что мы учим сотрудника, он работает, а потом в один момент приходит и говорит, что уезжает в Москву! А вот на Кавказ переезжать никто не хочет. Да и людям из других регионов нужна не только хорошая зарплата, но и жильё. Просто так не поедут. Получается замкнутый круг.
В той или иной степени кадровый голод испытывают все отельеры Северного Кавказа и КМВ. Можно сказать, что в других субъектах РФ ситуация не сильно отличается. Проблема Кавказа ещё и в том, что регион является донором кадров – сотрудники, набравшись опыта, переезжают в мегаполисы. Решение проблемы только одно – поднять престиж работы в сфере услуг. Сделать это не так просто, поскольку всегда есть потолок зарплаты как у каждого объекта размещения, так и региональная планка. Иными словами, зарплата человека на аналогичной должности в Москве и Дагестане будет отличаться.
К слову, переезжают из вышеназванных регионов не только в Москву, но и в соседний Сочи, где больше шансов найти более оплачиваемую работу. Есть и обратная сторона медали, когда собственники не готовы преломлять ситуацию – приглашать на работу профессионалов, платить им достойную зарплату или отдавать свои объекты в управление.
Напоминаем, что мнение профессиональной организации или авторов может не совпадать с мнением редакции.