Журнал «С.К.О.» – абсолютно не политическое издание, но в текущей ситуации невозможно оставаться в стороне от событий. При этом, не давая никаких оценок, мы сосредоточимся на вопросах, напрямую затрагивающих санаторную отрасль.
1. Кадровый вопрос. По-прежнему является главным. Так как объявленная мобилизация в первую очередь подразумевает изъятие из рабочих процессов военнообязанных сотрудников и сотрудниц, соответствующих необходимым критериям. Эти критерии озвучены министром обороны. Однако, несмотря на обещания и заверения высшего военного руководства, происходят перегибы на местах. Т.е. забирают как раз всех – и неслуживших, и ограниченно годных, и граждан старше обозначенных возрастных границ. Эти перегибы начали вызывать недовольство граждан. Поэтому в процесс приходится вмешиваться главам регионов. В результате часть потенциальных воинов вернулись к семьям. Чтобы далее не раскалять призывные страсти, военным комиссарам наказали впредь быть внимательнее.
Ранее мы писали, что руководители санаториев должны были уже составить представление о том, кто из сотрудников попадает под озвученные категории. Если повестку вручили сотрудникам, не подходящим под них, необходимо оказать ему всяческое содействие, чтобы исправить ошибку. Тем самым отсрочить мобилизацию хотя бы до дополнительного более жёсткого отбора.
Появилась ясность в вопросе оформления мобилизованных сотрудников. Первоначально в соответствии с законом таких сотрудников необходимо было рассчитать и уволить, но внесённые корректировки обязывают работодателей сохранять рабочие места.
2. Что сейчас делать с рекламной и маркетинговой деятельностью? Наш совет – пока приостановить. Необходимо понять, как будут развиваться дальнейшие события. Если мобилизация будет набирать темпы, то население вскоре осознает, что не время отдыхать. Хотя прошедшее лето показало, что если есть возможность отдохнуть и есть на что, то нашего человека мало что может остановить. Тем не менее, высока вероятность мобилизационного привлечения санаториев для решения проблем, вызванных последствиями принятых и принимаемых на высшем уровне решений.
3. Что делать, если санаторием запланированы модернизация инфраструктуры, ремонт помещений и т.п.? В этой ситуации, если работы уже начаты, то лучше их продолжить до полного завершения, либо до какого-то промежуточного, но законченного этапа. Если модернизация только в планах, то необходимо ещё раз оценить сметы и сроки выполнения работ. В ситуации, когда возможны любые сценарии, лучше остаться с отремонтированной и обновлённой структурой. Но, конечно, не стоит тратить все средства. Если сметы превышают текущие возможности, и сроки работ слишком велики, то стоит взять паузу для оценки дальнейшей ситуации. В условиях неопределённости с будущими продажами создание некоего резервного фонда санатория – грамотное решение.
4. Как сохранять душевное равновесие для принятия верных решений. Динамика событий показывает, что втянутыми в них в той или иной степени будут почти все. Опыта проживания подобной ситуации нет ни у одного из активных поколений страны. Тем не менее, и в науке, в первую очередь в социологии и психологии, и даже в исторических хрониках можно найти много советов по тому, как сохранять достоинство и совесть. Советую обратиться к собственным внутренним настройкам. Оценивайте всё с точки зрения собственной морали, а также думайте о том, как ваши поступки оценят ваши дети и внуки. Делайте всё, чтобы им не было стыдно за вас.
Сергей Дмитреев, главный редактор Бизнес-журнала «С.К.О.».