Подготовила Мария Денисова по материалам «Российской газеты».
Спрос на бронирование гостиниц на прибрежных курортах нашей страны в текущем году вырос значительно – на 40-60%, в то время как места в санаториях на летний период распроданы пока на 60%. Необходимости в активном стимулировании внутреннего туризма на данный момент не возникает, однако, по мнению представителей туристической индустрии, важно акцентировать внимание на брендировании региональных туристических продуктов. Например, на Северном Кавказе в этом году запущен бренд «Кавказское гостеприимство».
Проблемы и перспективы развития туристической и санаторной отрасли обсудили вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин, директор Высшей школы креативных индустрий Северо-Кавказского федерального университета Алена Садыкова и генеральный директор гостиничного комплекса «Жемчужина» (Сочи) Светлана Ермилова.
О растущем спросе
Сергей Ромашкин отметил, что уже продано около 35% всего доступного летнего размещения, причем продажи превзошли прошлогодние показатели, особенно ярко это проявилось в январе, который стал рекордным по бронированиям на летний сезон. Он также уточнил, что спрос на бронирование в различных направлениях значительно вырос: на Анапе – на 60-70%, в центре Сочи – примерно на 40%, а в Адлере – на 70%.
Светлана Ермилова добавила, что спрос на проживание в гостиничном комплексе «Жемчужина» также значительно вырос по сравнению с прошлым годом. Она отметила рост загрузки на 14%, подчеркнув при этом, что отель успешно привлекает туристический поток в течение всего года благодаря наличию круглогодичного открытого бассейна с морской водой.
По вопросу о возможном дефиците мест для туристов, Сергей Ромашкин выразил уверенность в том, что мест хватит всем желающим, особенно если речь идет о пляжном отдыхе. Он подчеркнул, что в прошлом году при аналогичной динамике бронирования туристы смогли найти размещение в отелях разной категории и с разным бюджетом.
А что с санаториями?
Если говорить о санаториях, то уже есть определённый дефицит мест. Как отметил Сергей Ромашкин, в районе Кавказских Минеральных Вод он прослеживается уже два года. Продажи идут настолько активно, что к июню или июлю, вероятно, уже не получится купить путёвки. Это означает, что туристам, которые не успеют забронировать места сейчас, придётся ориентироваться на сентябрь или октябрь.
Алена Садыкова подчеркнула, что спрос на КавМинВоды всегда был высоким, частично из-за ограниченного количества мест размещения – несмотря на создание новых особых экономических зон и специальных условий для инвесторов, количество новых санаториев остается невелико. Инвестиции в санатории окупаются гораздо дольше, чем, например, в жилые комплексы, что может быть одной из причин недостаточного количества новых объектов.
Стоит отметить, что популярностью в КавМинВодах пользуются не только санатории, но и апарт-отели, в которым можно проживать, получая санаторно-курортное лечение в здравницах по курсовке.
Про борьбу за кадры и рост цен
По словам Алены Садыковой, за последнее время интерес абитуриентов к направлению «Туризм» вырос примерно на 10%, однако количество бюджетных мест на эту специальность остаётся невелико. Это может стать недостаточным при условии активного развития туристической отрасли на Северном Кавказе.
Сергей Ромашкин подчеркнул, что отрасль страдает от колоссального дефицита кадров, который составляет уже около 30-40%. Он считает, что проблема в основном экономическая и должна решаться экономическими средствами. Низкие зарплаты в сфере туризма привели к уходу многих специалистов в более доходные отрасли.
Примером тому служит сравнение зарплат горничных в Анапе за последние пять лет. Если раньше хорошая зарплата составляла 30-40 тысяч рублей, то сейчас предложения достигают 80-100 тысяч рублей вместе с проживанием и питанием. Экономическая готовность отрасли удвоить зарплаты в течение пяти лет станет решающим фактором в обеспечении не только мест в отелях, но и достаточного количества персонала для их обслуживания.
То есть получается, места в отелях могут быть, но кадровый дефицит не позволит предложить желаемый уровень сервиса. По словам Сергея Ромашкина, это вопрос экономики. Пляжные отели готовятся к запуску 28 апреля, что означает – у отельеров есть ещё 1,5 месяца, чтобы пересмотреть свои взгляды на уровень зарплаты и приступить к набору персонала.
Сергей Ромашкин: «Надеюсь, что грамотные менеджеры в этом году уже заложили свои расходы, увеличили зарплату на горничных. Но в целом, да, кто-то должен заплатить. Меня часто спрашивают, почему так быстро растут цены в отелях. Один из источников удорожания – это опережающий рост зарплат в отелях, потому что эти зарплаты были занижены в среднем по рынку труда. Сейчас нашими конкурентами на рынке труда выступают не соседний отель или соседний турагент, а все отрасли, которые сейчас конкурируют друг с другом за кадры. Например, в строительной отрасли за 2023 год подняли зарплаты рабочим на 25-32%. И это, кстати, отражено в ценах на недвижимость…»
Про единые стандарты кавказского гостеприимства
Обсуждали эксперты проблемы с кадровым обеспечением в туристической отрасли помимо санаториев и отелей. Как отметила Алена Садыкова, одной из основных сложностей является отсутствие обязательной сертификации для экскурсоводов. Это означает, что в настоящее время практически невозможно контролировать информацию, которую экскурсоводы передают гостям курорта и местным жителям.
Несмотря на это, хорошим знаком является то, что появляется все больше мест, уровень сервиса которых приближается к лучшим стандартам туристической индустрии. Однако, к сожалению, эти случаи пока ещё не являются массовыми.
Северо-Кавказский Федеральный Университет (СКФУ) совместно с экспертами отрасли разработал "Единые стандарты кавказского гостеприимства", которые были утверждены приказами органов исполнительной власти в сфере туризма ряда регионов Кавказа. Прошлый год также был отмечен проведением образовательного марафона по республикам региона, где рассматривались основные принципы работы в туристической индустрии Северного Кавказа.
Говоря о Кавказе в общем, следует признать, что в этом регионе есть свои особенности в обслуживании. Отзывы туристов на эту тему можно найти на специализированных интернет-ресурсах.
Магниты кроме санаториев
Алена Садыкова отметила, что в Ставропольском крае активно развивается событийный и деловой туризм. За последние пять лет здесь начали проводить крупные мероприятия, такие как запуск воздушных шаров, фестивали фейерверков, кинофестивали, которые привлекают не только жителей Ставропольского края и республик Кавказа, но и гостей из разных уголков России.
Молодежный туризм также активно развивается. Согласно статистике, около 30% посетителей Кавказских Минеральных Вод – это путешественники в возрасте до 30 лет. Конечно, горный туризм и отдых – это визитная карточка Северного Кавказа. Известны курорты Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. После пандемии всплеск посещаемости продемонстрировал Дагестан. Там появились новые форматы туристических локаций, где можно познакомиться с народными художественными промыслами Дагестана.
Дагестан занимает одно из лидирующих мест в ТОП-3 популярных направлений креативных индустрий. Развитие новых видов туризма, таких как агротуризм, гастрономический, экологический и другие, способствует увеличению туристических потоков за счёт уникальности. Но, безусловно, главным направлением на Кавказских Минеральных Водах остаётся оздоровительный туризм.
Нужно ли «переупаковывать» услуги санаториев?
По словам Сергея Ромашкина, сейчас наблюдается дефицит мест, в том числе и в санаториях частично из-за того, что с 2020 по 2022 год из-за пандемии в регионе была приостановлена инвестиционная активность. Начало СВО повлияло на решение инвесторов вкладываться в регион. Был существенный скачок курса доллара. Многое оборудование, которое было привязано к курсам валют, стало недоступно для инвесторов. Поэтому и образовался некий разрыв. Вкладываться в регион инвесторы начали только во второй половине 2022 года и в 2023 году. Но цикл инвестирования в отель или санаторий – это дело не одного года. Результаты будут видны, вероятно, только в 2025 году. В 2024 году на рынке появятся всего лишь несколько санаториев и чуть больше отелей.
Также г-н Ромашкин отметил, что профиль туриста поменялся. Молодежь активно начинает посещать санатории, интересуясь такими направлениями оздоровления, как «релакс», «детокс», «анти-стресс», «ментальное здоровье» и другими подобными. Это уже не только люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, а те, кто хочет быстрее восстановиться после стресса на работе или эффективно бороться с хронической усталостью.
По словам Алены Садыковой, запросы туристов очень разнообразны. Например, на Кавказе развивается и спортивный туризм. В Кисловодске приезжает множество спортивных команд.
Традиционно популярен альпинизм в горах, а также пешеходные прогулки. Сейчас в Южном Федеральном округе разрабатывается большая туристическая тропа, которая пройдет через несколько регионов. По её протяжённости будут созданы комфортные зоны отдыха. Этот новый проект позволит привлечь людей, которые не являются профессиональными горными туристами, но с удовольствием отправятся в поход по горам. Отдельно стоит упомянуть детский туризм. На Кавказе много замечательных детских санаториев и лагерей.
Источник: «Российская газета».