Фото предоставлено санаторием «Арника»
Наткнулись на любопытную статью на портале РБК «Санатории 2.0: от советских здравниц к медицинским spa-центрам», которая подтверждает основную мысль редакции нашего журнала в том, что санатории не смогут долго оставаться в своём первоначальном качестве. Время, новые веяния, обновляющаяся и молодеющая аудитория – всё это диктует необходимость изменений и поиск новых концепций.
По словам автора статьи Алёны Беребердиной, соосновательницы и управляющего партнёра агентства пространственных изменений horovod.space: «Санатории вызывают конкретные ассоциации: электрофорез, соляные пещеры, кефир на ужин. Но в последние годы этот формат переживает значительные изменения, конкурируя с другими вариантами проведения отпуска или длинных выходных. Современные санатории предлагают отельный уровень сервиса, широкий спектр услуг и умеют работать с молодой аудиторией. А растущий тренд на внутренний и оздоровительный туризм говорит о том, что это только начало…»
Интересный факт:
Идея организовать комфортное пространство для лечения и профилактики заболеваний возникла в начале XIX века. «Отец» санаториев Джордж Бодингтон заявлял: «Здоровый режим питания и отдыха наилучшим образом способствуют тому, что иммунитет пациента сам справится с болезнью, избегая чрезмерного вмешательства врачей». В 1836 году он открыл первый санаторий для больных туберкулезом в Саттон-Колдфилде в Великобритании. Предложенный подход показал свою эффективность.
Одним из центров такого лечения в Европе стала Финляндия, густо покрытая лесами. Самый известный финский санаторий — Паймио, построенный в 1933 году по проекту архитектора Алвара Аалто. В нем больные туберкулезом принимали солнечные ванны на балконах и террасах, оборудованных на крыше, а постоянный и равномерный поток свежего воздуха внутри помещений обеспечивали соответствующие формы стен и мебели.
Санаторий «Паймио» наши дни
Развитие медицины, в особенности массовое распространение антибиотиков во второй половине XX века, привело к тому, что спрос на услуги санаториев упал. Со временем значительную их часть закрыли, снесли или переделали под другие нужды.
Как развивалась санаторная отрасль в СССР
«Санаторная система начала формироваться в начале XX века, к середине 1970-х в СССР насчитывалось более 2 тыс. санаториев. Как и их предшественников, советские оздоровительные центры старались размещать там, где можно было эффективно задействовать оздоровительный и рекреационный потенциал окружающей территории и расположенных на ней естественных природных ресурсов — минеральных вод, лечебных грязей, свежего горного воздуха, моря и солнца, локальной флоры и фауны.
В санаторном отдыхе упор делался на совмещение отдыха с обязательными оздоровительными и медицинскими процедурами. Даже дома отдыха — одно из самых массовых направлений туризма советских граждан — предлагали общеукрепляющую зарядку и научпоп-мероприятия о важности гигиены, вреде курения и алкоголя. Это формировало устойчивую связку отдыха с оздоровлением и подготовкой к трудовой деятельности и вместе с тем расширяло и размывало понятие санатория и его функционала. Например, на территории санатория им. С. Орджоникидзе в Сочи помимо 640 мест для размещения постояльцев и помещений для медицинских процедур располагались кинотеатр, библиотека, парикмахерская, танцевальный и театральный залы.
Санаторий им. Орджоникидзе, архивное фото
В СССР количество санаториев и пансионатов с лечением достигло 3,5 тыс. объектов в 1990 году. А в 2022 году количество санаториев в России сократилось до 1,3 тыс.»
Тренды и запросы
Россияне со временем становятся всё более избирательными и предпочитают восстанавливать здоровье в здравницах, соответствующих мировым стандартам сервиса.
Спасительным для многих санаториев могут стать набирающие обороты тренды как на внутренний, так и на оздоровительный туризм, что подтверждается официальной статистикой. В первой половине 2023 года в путешествия внутри страны отправилось на 15% больше людей, чем в аналогичный период 2022 года. Не менее 10% из них выбрало лечебный и оздоровительный туризм. С 2018 по 2022 год объем услуг, предоставляемых в этой сфере, вырос на 30%, а средний чек — на 34%. Доходы санаторно-курортных организаций России в 2022 году составили более 195 млрд руб., привел предварительные данные Росстата замглавы Минздрава Евгений Камкин.
Как пишет автор статьи, внутреннее исследование horovod.space для проекта редевелопмента бывшего санатория показало: среди 402 респондентов, которые выбирают проводить отпуск или длинные выходные за городом, 87% заинтересованы в антистресс-программах на отдыхе, 84% — в программах для укрепления нервной системы.
Молодая аудитория всё чаще выбирает санатории для отдыха, эмоциональной и физической разгрузки и социализации вдали от городской суеты. Часто это те же люди, которым интересны и традиционные туристические активности, связанные со спортом и природой. Кроме того, санатории стали интересны и новому сегменту — цифровым кочевникам.
По результатам опроса, проведённого Федеральной службой по аккредитации, меняются и требования гостей, предъявляемые к оснащению номеров. Самым востребованным удобством в номере стал доступ в интернет, «за» высказалось 93% опрошенных. Более 90% голосов получила качественная мебель, кондиционер и натуральное постельное бельё. За телевизор в номере проголосовал 71% опрошенных, за сейф – 59%, за телефон – только 35%.
Медленный туризм: или от санаториев к medical spa
По словам Алёны Беребердиной, чтобы занять свою нишу в многообразии туристических объектов и быть конкурентоспособными, санаториям нового поколения, как реконструируемым, так и создаваемым с нуля, приходится адаптироваться под актуальные запросы аудитории. Сегодня гости хотят совмещать санаторно-курортный отдых с гастрономическим опытом, экологическим туризмом, культурно-познавательным отдыхом. Всё, везде и сразу: утром — на массаж или йогу, днем — на экскурсию или лекцию о здоровом образе жизни, а вечером — на дегустационный сет в ресторане. При этом у гостей должна быть возможность поработать в тихом пространстве с качественным интернетом. В первую очередь это относится к цифровым кочевникам и MICE-туристам (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — тем, кто приехал в санаторий на корпоративные или деловые мероприятия.
Фото предоставлено санаторием «Алтайский замок»
Медицинские spa-центры
Ближайшими наследниками классических санаториев все чаще становятся медицинские spa-центры. Этот формат актуализирует идеи санатория в современных реалиях, адаптирует лечебные программы под запросы современного потребителя и зачастую использует уже существующую инфраструктуру. Медицинские spa-центры предоставляют комплексный оздоровительный опыт, включающий традиционные и альтернативные методы, spa-услуги, а также программы, связанные с ментальным здоровьем. Такой формат позволяет не только расширить аудиторию, но и упростить для операторов санаториев процесс лицензирования и отчетности, так как подразумевает смешанный формат оздоровления и отдыха.
Санаторий нового поколения по версии автора — это актуальное мультиформатное пространство, которое:
- обладает современной инфраструктурой для размещения и оздоровления;
- отличается высоким качеством клиентского сервиса и управления;
- предлагает расширенный набор услуг;
- взаимодействует со своим окружением;
- гибко адаптируется под многочисленные и меняющиеся запросы клиентов и предугадывает их;
- продвигает идею превентивного оздоровления и заботы о себе, помогает клиентам расслабиться и отдохнуть.
Примерами таких курортов, в которых услуги, привычные для отелей высокого уровня, сочетаются с услугами санаториев является «Первая Линия» в Ленинградской области, Mriya Resort & Spa (Крым), RODINA Grand Hotel & SPA (Сочи).
Медицинский spa-центр — наиболее перспективная форма для перехода санаториев на новую ступень, по словам Алёны Беребердиной. Для этого санаториям потребуются квалифицированные специалисты: профессионалы одновременно в сферах оздоровления и гостеприимства. Большим преимуществом станет использование систем электронного учета гостей, синхронизированных с данными поликлиник и частных медицинских учреждений. Они позволят специалистам быстрее и за счет шифрования данных безопаснее обмениваться информацией о здоровье клиента и, как следствие, быстрее и точнее ставить диагнозы и назначать лечение или оздоровительные процедуры.
Фото предоставлено санаторием «Машук Аква-Терм»
Ещё больше перспектив перед отраслью открывают технологические достижения, такие как продвинутая медицинская робототехника, развивающийся рынок переносных индивидуальных медицинских приборов, мимикрирующие под клетки организма системы доставки лекарств и ИИ-технологии. Искусственный интеллект сможет взять на себя задачи по администрированию документооборота и ведению графика дня пациента, напоминая ему о приемах лекарств, пищи и процедурах, предлагаемых санаторием. Кроме того, уже сейчас AI-технологии помогают врачам и косметологам анализировать кожу лица, выявлять проблемы и визуализировать, как клиент будет выглядеть после прохождения процедур.
Источник: РБК