Иллюстрация создана с помощью ИИ
В 2024 году в России ввели туристический налог. Теперь за размещение гостей организации платят 1–5% от доходов, но не меньше 100 рублей с человека. Вроде бы немного, но для санаториев это может обернутся большими проблемами. Почему?
Курортный сбор ≠ Туристический налог
Раньше в некоторых регионах действовал курортный сбор. И практика была отличная. Эти деньги направляли на развитие инфраструктуры: благоустраивали набережные, ремонтировали дороги, улучшали территории. Туристический же налог – нецелевой. На что его в итоге потратят, неизвестно. К тому же платить приходится даже там, где туризм как направление не особо-то развивается. Представьте: небольшой санаторий в Нягани, теперь должен отдавать % от своей выручки. Здравницы уже посчитали, во сколько им обойдётся этот налог — от 10 до 20 миллионов в год и выше. Представляете, сколько можно было бы нанять персонала на эти деньги и закупить оборудования?
Кто попадает под турналог?
Закон предусматривает, что налог платят средства размещения, которые должны быть классифицированы в установленном порядке и включены в федеральный реестр туристических объектов, прошедших классификацию. Санатории ранее не подлежали обязательной классификации, хотя около 600 из них её прошли в добровольном порядке. В итоге 29 октября были подписаны новые поправки в закон №132-ФЗ, по которому открывается лазейка для того, чтобы сделать классификацию санаториев обязательной.
Почему это проблема?
Санатории и так находятся в неравных условиях. Как пример: частный сектор не обременён налогами, строгими регламентами и обязательной классификацией. Санатории же обязаны соответствовать множеству требований... А теперь добавился ещё и налог. При этом туризм в России не сверхприбыльная отрасль. Это не добыча нефти или продажа алкоголя, с которых логично брать акцизы. Санаторно-курортный бизнес напрямую влияет на здоровье нации. Но вместо поддержки его нагружают ещё больше.
Последствия
Что мы получим через несколько лет?
- Санаторные путёвки подорожают.
- Рентабельность здравниц снизится.
- Инвесторы не захотят вкладывать деньги в отрасль.
- Санатории будут закрываться или перепрофилироваться. Уже сейчас многие продают здания под апартаменты.
Вспомните легендарный санаторий имени Кирова в Сочи. Его превратили в апарт-отель. Та же судьба постигла «Актёр», «Восход», «Кавказскую Ривьеру». На сайтах вроде «Авито» продаются элитные апартаменты в бывших здравницах…
Что делать?
Закон принят, и менять его уже поздно. Бесполезно жаловаться и говорить о том, насколько он обременителен для отрасли. Сейчас важно сосредоточиться на том, что санатории могут сделать своими силами. Надежд на быструю господдержку или срочные решения ждать не стоит. Поэтому фокус — на внутреннюю работу и оптимизацию бизнес-процессов.
Что вы можете сделать уже сегодня:
- Снижение издержек. Оптимизируйте расходы, найдите слабые места в затратах.
- Повышение рентабельности. Исключите убытки, улучшите эффективность бизнеса, найдите моменты, где вы теряете прибыль: минимизируйте простои, управляйте загрузкой эффективно.
- Автоматизация процессов. Внедряйте современные технологии, которые упрощают управление.
- Продукт и продвижение. Работайте над упаковкой санаторно-курортного продукта, чтобы привлечь больше клиентов. Дифференцируйте и затачивайте своё предложение. Грамотно работайте над «точками контакта».
- Работайте с ценами. Оптимизируйте ценообразование через анализ рынка, динамические тарифы, создание выгодных пакетов, скидки за раннее бронирование и более длительное проживание.
- Клиентский сервис. Постоянно работайте над улучшением клиентского сервиса: обязательно собирайте обратную связь, работайте над ошибками, тщательно контролируйте соблюдение регламентов.