Подготовила Юлия Никифорова
По данным опроса международной исследовательской компании Ipsos Group (его результаты публикует АТОР) от путешествий из-за нехватки денег в 2022 году планируют отказаться 32% россиян. В ковидном 2021 эта цифра была в два раза меньше – всего 16%.
Говоря о причинах, 30% респондентов заявили, что не поедут на отдых из-за «общей политической напряжённости в мире». 13% опрошенных переживают из-за закрытых аэропортов и отмены авиарейсов. Зато тех, кто боится заболеть ковидом во время отдыха, стало гораздо меньше – 28 против 42% в прошлом году.
Роста интереса к внутреннему туризму, на который многие сегодня рассчитывают, эксперты не отметили. Скорее, наоборот: в 2021 году путешествие по России планировали 69% опрошенных, в 2022 этот показатель упал до 58%.
Самым популярным направлением у россиян в опрашиваемый период оставался пляжный отдых (2021 – 70% респондентов, 2022 – 58%). Медицинский туризм (в данном опросе, скорее всего, подразумевается санаторный туризм, потеряет почти половину желающих среди опрошенных. Снижение с 12% до 7%. Правда, 2% россиян признались, что хотят отправиться в ретрит и на ментальную перезагрузку. Если такие программы будут более активно предлагаться санаториями, то можно отыграть эти 2% процента обратно.
Однако по всей видимости эти данные уже устарели.
Поскольку опрос в этом году проводился в период с 25 по 28 февраля. Сегодня, т.е. 18 марта, на 23-и сутки специальной военной операции на территории Украины наверняка ситуация с планами россиян на путешествия в этом году иная, чем в конце февраля.
Масштабные санкционные ограничения, анонсированная президентом инфляция и безработица заставляет платёжеспособное население резко менять своё потребительское поведение. И здесь как никогда оказывается полезным опыт, накопленный во время предыдущих экономических кризисов и, особенно, пандемии COVID-19.
По сравнению с предыдущими годами, когда покрывать свои выпадающие доходы россияне предпочитали кредитами и займами, в нынешней ситуации, отмечают эксперты, поведение изменилось. Инфантильные и панические настроения, к которым мы были склонны до пандемии и локдауна, уступают место взвешенным и продуманным решениям. Оказалось, что это единственный способ выйти из кризиса с наименьшими потерями.
Как показал опрос Национального агентства финансовых исследований, россияне продумывают варианты, как не остаться без денег. Две трети из 1,6 тыс. опрошенных (66%) планируют сократить расходы и на время отказаться от привычных трат. Другая часть просчитывает, как можно подработать. 25% респондентов готовы потратить свои финансовые резервы.
Что касается возраста, большинство среди тех, кто будет активно искать дополнительную работу, – люди 35-44 лет. Молодёжь 18-24 лет рассчитывает на помощь друзей и родственников и готовы продавать имущество.
Что останется от желания путешествовать ещё через месяц, учитывая всё осложняющуюся международную обстановку и растущие риски с российским авиапарком, покажет время.
Прямо сейчас маркетологи санаториев должны начать разрабатывать новые смыслы и ценности для сохранения интереса к санаторному лечению.