Пока не видно понятных решений вопроса дальнейшей эксплуатации российскими авиакомпаниями пассажирских самолётов иностранного производства. Это может стать серьёзной проблемой для санаториев, у которых процент гостей, добиравшихся воздушным транспортом составлял большую долю. К таким санаториям в первую очередь относятся организации Краснодарского и Ставропольского краёв, республики Крым, в меньшей степени Алтайского края. Если вопрос не решится, этим здравницам следует ожидать снижения числа гостей из удалённых регионов.
Часть авиапассажиров может взять и возьмёт на себя железная дорога. РЖД и ранее доставляла на курорты значительную часть гостей и, без сомнения, будет готова к дополнительному пассажиропотоку. Однако имеются большие сомнения в том, что поток увеличится. Не следует забывать, что много людей предпочитают самолёты потому, что не готовы тратить время на дорогу, да и комфорт железнодорожных поездок остаётся под вопросом. Уместнее будет вести разговор о его сохранении в прежнем объёме. Приток бывших авиапассажиров не перекроет отток пассажиров поездов, которые столкнутся с предстоящими экономическими трудностями и отложат поездку в санаторий, вычеркнув её из числа приоритетных потребностей. Ровно такие же мотивы проредят и бывших авиапассажиров.
А вот ещё один альтернативный способ добраться до южной здравницы наверняка станет более востребован. Это личный автотранспорт. Причём способ удобен не только для близлежащих регионов. Лет 10-15 назад поездка на автомобиле была популярным вариантом выезда на море и для жителей Уральского и Западно-Сибирского регионов. В нынешних реалиях люди вспомнят этот вид туризма, тем более, что автопарк осовременился, стал более комфортным, улучшилось качество дорог.
В связи с этим прогнозом есть смысл всем санаториям (и не только южным) уделить дополнительное внимание комфорту гостей на автомобилях. Тем более, для санаториев, расположенных на остальной территории России, большинство гостей и так приезжают на машинах. Посмотрите, необходимо ли увеличить количество парковочных мест, удобно ли гостям добираться от стоянки до корпусов с чемоданами или можно будет организовать проезд к корпусам личного транспорта для высадки гостей с ограниченными возможностями, доставки багажа и т.д. Также не будет лишним предусмотреть выделение мест для парковки больших пассажирских автобусов. Этот вариант для корпоративных клиентов санатория также не стоит исключать. Выложите на сайте, если это не сделано ранее, информацию для автолюбителей. Продумайте и разработайте путеводитель с интересными местами и маршрутами в окрестностях санатория, которые можно будет посетить на автомобиле.
И ещё один важный момент в завершение темы гостей-автопутешественников:
Санкции со стороны автопроизводителей вызовут всплеск количества угонов автотранспорта, снятия запасных частей. В первую очередь это будет относиться к массовым корейским моделям, а также к дорогим европейским маркам. Поэтому охране парковки для гостей санатория необходимо уделить особое внимание.
Сейчас важно каждый день проводить в подготовке к работе в новых условиях. Многие процессы изменятся. Изменятся приоритеты, предпочтения, средний портрет гостей санатория. Задача руководителя суметь просчитать возможные варианты развития, настроить коллектив на продолжение работы и ставить новые цели. Для этого необходимо использовать информацию из различных источников, думать, анализировать.
Редакция нашего журнала в этих условиях старается давать полезную и практическую информацию. В ближайшее время наладим на нашем портале интенсивный обмен мнениями между руководителями здравниц, представителями туротрасли, официальными структурами. Будем совместно искать новые решения и новые возможности в новых экономических и политических условиях. Читайте наш портал, пишите для нашего портала. Будем рады узнать ваше мнение по различным вопросам санаторной отрасли, будем рады предложениям, замечаниям и критике. Адрес главного редактора dmitreev@vt66.ru