Выступая на стратегической сессии «Краеведение 2.0» министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко рассказал, что отели и здравницы республики ощутили на себе острую нехватку персонала. Уровень зарплат в отрасли остаётся при этом довольно высоким.
«Официально, непосредственно в гостиницах и санаториях, в Крыму заняты более 40 тыс. человек, в межсезонье порядка 20 тыс. человек. Реальная потребность в кадрах, как минимум, вдвое выше, учитывая смежные сферы. И мы сейчас испытываем серьёзный дефицит кадров по всем практически направлениям индустрии гостеприимства», – рассказал министр.
Между тем, ситуация для отрасли не новая. О проблеме сезонного и внесезонного дефицита кадров на курортах говорят уже не первый год. Наибольшую нехватку отмечают в администраторах службы приёма и размещения, уборщицах, поварах. Есть недостаток квалифицированных управленцев, IT-специалистов, бухгалтеров.
Причин множество. Одни средства размещения не могут обеспечить работников временным жильём. Другие вынуждены дополнительно тратиться на обязательные для всего персонала тесты на COVID-19, что значительно уменьшает фонд оплаты труда. Есть даже вакансии, которые пустуют, потому что иногородним соискателям попросту не на что добираться до места работы.
Рассуждая о причинах дефицита кадров, эксперты обращают внимание на огромный разрыв в ставках оплаты труда. Судя по данным hh.ru, за одну и ту же работу горничной в Евпатории предлагают 19 тысяч рублей, а в Партените – уже 45 с проживанием и подвозом к месту работы. На другом портале горничным Ялты обещают и вовсе немыслимые 90 тысяч в месяц – это даже больше, чем платят заведующему лечебно-диагностическим отделением в одном крупном санатории Адлера.
Такой широкий диапазон зарплат приводит к постоянной текучке в сфере гостеприимства, отмечают эксперты. Люди ищут, где лучше, уходят, увольняются.
Чтобы исправить ситуацию, работодателям стоит пересмотреть своё отношение к линейному персоналу. Нужно понять, что от уборщиков тоже во многом зависит, вернётся ли гость в этот отель снова. Даже если предложить отдыхающим невероятный сервис, услуги и процедуры, одна плохо заправленная постель может испортить всё впечатление.
Подготовила Юлия Никифорова