С момента начала специальной военной операции в Украине прошло уже почти два месяца. О рисках, проблемах и перспективах индустрии гостеприимства в сегодняшней непростой ситуации мы поговорили с заместителем генерального директора туроператора «Росюгкурорт» Валерием Сычёвым.
В целом, считает эксперт, продажи туров на курорты Сочи в сезоне 2022 выросли. Поднял спрос при этом, в первую очередь, туристический кешбэк. Правда, программа субсидирования поездок, которая уже завершилась 15 апреля, отмечает Валерий Сычёв, серьёзно израсходовала ресурсы продаж.
– В Сочи на сегодняшний день испытываем повышенный спрос, ажиотаж. Такой же был, кстати, в 2021 году. И это в межсезонье. На лето уже начинаются «стопы», приостановки продаж. Сейчас брони регистрируем в минимальном количестве. Я думаю, что, по крайней мере, ещё дня 3-4 будем находится в таком состоянии. Это просто характеристика кешбэка: заявки исчезают перед началом программы, когда люди ожидают старта бронирования, и по окончании.
При этом, считает эксперт, традиционно популярному Сочи перегрузка даже в нынешнем сезоне не грозит.
– Курорт всегда был переполнен отдыхающими, вся его инфраструктура адаптирована под большой наплыв туристов. Больше людей Сочи, конечно, принять не сможет, но с теми, что принял, всегда справится. Здесь я проблемы не вижу.
Причём загруженностью курортов, отметил Валерий Сычёв, с помощью определённых маркетинговых инструментов по-прежнему можно управлять. А вот на что бизнес повлиять не сможет – так это обеспечение продуктами, расходными материалами и себестоимость отдыха.
– Курс доллара сначала взлетел, а потом опустился. И теперь возникают вопросы: опустятся ли следом за курсом цены? Или они останутся на том же уровне? Будет ли дефицит? Эти вопросы сейчас волнуют отельеров и руководителей санаториев больше, чем загрузка.
Особенное волнение у эксперта вызывает и то, какой ситуация в индустрии гостеприимства будет к осени. Летний сезон закончится, и грядущее межсезонье покажет, как будет развиваться туристический рынок дальше.
– Все эти события на Украине, в плане экономики, доходов населения, приоритетов, проявят себя к августу. Не с опаской, но уже смотрю, что будет осенью. Мы все опасаемся падения доходов. Если это произойдет, отдых пострадает в первую очередь.
Ещё одним существенным изменением в отрасли стало, по мнению Валерия Сычева, изменение стратегии ценообразования. Гибкий «динамический» подход, когда в зависимости от загруженности, санатории могли оперативно менять цену на размещение, в последнее время уступил место долгосрочному стратегическому планированию. При этом прекращение динамического ценообразования в индустрии гостеприимства эксперт связывает, прежде всего, с уходом крупных систем онлайн-бронирования, в частности, букинга.
– Ты мог поставить одну цену и, если что-то шло не так, быстро её изменить, продажа бы всё равно состоялась. Сейчас, с уходом букинга, всё кардинально изменилось: динамическая цена перестала быстро реагировать. Клиентская группа, которая была сформирована booking.com, «разбежалась» по разным сервисам. А у этих площадок таких маркетинговых инструментов, которые были у букинга, нет. Для меня это было открытием, но похожее мнение высказывали и другие руководители, которых я спрашивал.
При этом сильнее всего, считает Валерий Сычёв, ситуация повлияет на городские отели и санатории: они всегда были ориентированы на оперативное управление и небольшую глубину продаж. Крупные курортные комплексы перемену ощутят в меньшей степени.