Открываем рубрику «Будни эффективного руководителя». Здесь руководители санаториев и объектов сферы HoReCa будут делиться с вами своими наработками в области управления персоналом, стратегического и операционного планирования, построения структуры компании, организации и контроля работы подразделений и отдельных сотрудников, и психологии управления.
Своим видением инструментов, которые помогают руководителю отеля или санатория достигать максимальных результатов при минимальных затратах, поделилась Мария Якимовская, эксперт сферы HoReCа, управляющий партнёр многофункционального загородного комплекса «Чулково Клаб».
Автор: Мария Якимовская
Руководитель – только должность?
Начнём с понятия «эффективный руководитель», договоримся о системе координат, чтобы общаться на одном языке. А в конце статьи вас ждёт тест, который поможет выявить ваш управленческий потенциал.
Для меня руководитель – это не должность, это нечто большее. Это совмещение в одной личности филигранных профессиональных навыков и умения управлять подчинёнными. Это определённый алгоритм мышления со стратегическим и системным уклоном. Это лидер, умеющий вести за собой людей к великим целям, сплачивать вокруг себя коллектив и быть для них примером.
Самое важное в работе руководителя – это научиться управлять другими. А чтобы этому научиться, нужно уметь управлять собой: держать свои эмоции под контролем, разбираться в людях, правильно расставлять их на должности и многое другое.
Допустим, человека назначили на управляющую должность, наделили полномочиями, т.е. дали власть принимать и осуществлять важные решения. Он по идее должен уметь брать на себя ответственность и добиваться результата с помощью своих подчинённых. Но часто мы видим, что человека назначили на должность, а он сотрудникам задачи ставить не умеет, либо избегает ответственности, либо тащит всё на себе. В итоге: результата нет, зато есть бурная деятельность или её видимость. При таком руководстве бизнес рушится. К сожалению, таких управляющих много.
Но мы будем говорить о руководителях, под чьим крылом бизнес стабилен и успешен. Такой руководитель и требовать может, и хвалить умеет, и знает, как добиться результата наиболее коротким и менее затратным путём. А это умение и есть как раз признак эффективности.
4 ключевых навыка эффективного руководителя:
На мой взгляд, эффективный руководитель или собственник, который сам управляет своим бизнесом, умеет:
1) Планировать.
Вы можете делегировать начальникам подразделений составление предварительных планов, а сами собирать полученную информацию вместе и посмотреть на итоговый результат в целом по организации. Устраивает ли он вас или следует что-то скорректировать?
2) Выстраивать структуру компании согласно задачам.
Структуры могут быть временными – под проект, постоянными – на них базируется организация. Чем понятнее и проще структура, тем удобнее ею управлять. Однако оставьте за собой право в нужный момент включить «ручное» управление, если того потребует ситуация.
3) Определять систему мотивации сотрудников.
Здесь вы решаете, составлять её самостоятельно или пригласить специалиста. Одни руководители разрабатывают сами. Другие поручают HR. Третьи пользуются услугами наёмных профи. В любом случае вам выбирать и доносить до этих специалистов, какой вектор хотите задать системе.
4) Контролировать.
Человеческий фактор рушит самые хорошие начинания.
Доля сотрудников, радеющих за общее дело искренне, без палки и контроля свыше, составляет не более 15% от всей численности. Знакомый HR говорила, что если хотя бы 25% сотрудников реально работают и болеют за результат, предприятие можно считать успешным.
Без умения контролировать все предыдущие 3 пункта бесполезны!
Эффективный контроль – это не камеры, как думают многие. Это система, которая включает в себя, помимо прочего, регулярные, понятные отчёты: ежедневные, еженедельные, ежемесячные.
Оценивая показатели, вы, как руководитель, понимаете, в какой точке выполнения плана сейчас находится ваше предприятие. И если того требует ситуация, корректируете действия подразделений.
А смотреть в камеры – крайняя мера в определённых ситуациях, не более.
Эти 4 пункта – важные, но далеко не единственные навыки, которые нужны руководителю, чтобы быть эффективным.
А вот определить, какие из необходимых скиллов у вас хорошо прокачаны, а что надо подтянуть, поможет тест.
Тест «Насколько развит ваш управленческий потенциал»
Прочитайте вопросы и постарайтесь искренне ответить на них. Если вы согласны с утверждением, то пишите – «да», не согласны – «нет».
1. Стремитесь ли вы к использованию новейших достижений в вашей профессиональной деятельности?
2. Ориентированы ли вы на сотрудничество с другими людьми?
3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
4. Проясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
5. Доверяют ли вам подчинённые?
6. Вовлекаете ли всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?
7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения или высказывать замечания?
8. Помните ли вы имена всех деловых партнёров, с которыми вы общаетесь?
9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?
11. Помогаете ли вы подчинённым только тогда, когда они об этом просят?
12. Выражаете ли вы благодарность подчинённому за хорошо выполненную работу?
13. Стремитесь ли вы в людях найти лучшие качества?
14. Знаете ли вы, что можно эффективно использовать возможности каждого подчинённого?
15. Знаете ли вы устремления и интересы ваших подчинённых?
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его партнёров по работе?
18. Делаете ли вы своим подчинённым критические замечания наедине?
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководству?
20. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
21. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
22. Оставляете ли вы время себе и подчинённым для планирования работы?
23. Есть ли у вас план самосовершенствования на год вперёд?
24. Существует ли в вашей фирме, предприятии план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?
25. Регулярно ли вы читаете литературу по своей специальности?
26. Имеете ли вы достаточную библиотеку по специальности?
27. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
28. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
29. Эффективно ли проводите беседы со своими подчинёнными по вопросам улучшения их работы?
30. Доверяете ли вы своим подчинённым?
31. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, жалобами своих подчинённых?
32. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приёме на работу?
33. Держите ли вы определённую дистанцию со своими подчинёнными?
34. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
35. Вы уверены в себе?
36. Хорошо ли вы знаете свои слабые и сильные стороны?
37. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
39. Достаточно ли вы гибки в своём поведении, в отношениях с людьми?
40. Готовы ли вы изменить свой стиль руководства с целью повышения его эффективности?
Подсчитайте общее количество положительных ответов.
Если вы набрали:
- более 33 баллов – у вас высокий управленческий потенциал,
- от 15 до 32 баллов – вы успешный руководитель,
- менее 14 баллов – ваш стиль руководства должен быть существенно изменён.
Заключение
Не огорчайтесь, если выяснили, что вам надо наращивать много компетенций. Каждый вопрос, на который вы ответили «нет», — это ваша ближайшая точка роста. В этой рубрике я буду делиться своим опытом, секретами и лайфхаками. Эта информация, применённая на практике, поможет вам «прокачать» собственную эффективность.