Сергей Кожевников: «Грамотно выстроенный реабилитационный процесс приводит к очень хорошим результатам!»
Медицинская реабилитация сегодня очень активно развивается: очевидна актуальность этого направления и его колоссальная значимость для здоровья и высокого качества жизни человека. Можно реанимировать пациента после тяжелой травмы или инсульта, но если мероприятия по сохранению жизни не будут дополнены медицинской реабилитацией – прогноз качества и продолжительности жизни будет печальный.
Важно также отличать медицинскую реабилитацию от санаторно-курортного лечения – это разные вещи, которые иногда путают. О медицинской реабилитации в нашей стране, о ее состоянии и перспективах, о нюансах и содержании рассказывает Сергей Николаевич Кожевников, главный врач Центра восстановительной медицины и реабилитации, главный специалист медицинской реабилитации Министерства здравоохранения Омской области.
На фото слева направо: Григольев В.Г., невролог; Рыжкин В.М., главный специалист по физиотерапии МЗ Свердловской области, зав. отделением физиотерапии ГБУЗ СО ОКБ №1, Екатеринбург; Кожевников С.Н., главный специалист медицинской реабилитации МЗ Омской области, главный врач Центра восстановительной медицины и реабилитации
– Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в направление реабилитологии?
– Еще учась в Омском медицинском институте, на 5 курсе, я начал интересоваться корригирующими технологиями – методами восстановительной медицины.Мой интерес продолжился и воплотился в очень востребованном направлении – медицинской реабилитации. А так по специализации я невролог, организатор здравоохранения, мануальный терапевт – у меня три специальности на сегодняшний день.
О медицинской реабилитации
– Медицинская реабилитация – это часть какого-то более широкого направления или отдельная специальность?
– Медицинская реабилитация – это отдельное направление, которое сейчас мощно развивается в нашей стране. И состояние медицинской реабилитации в настоящее время находится на более высоком уровне, чем даже 10 лет назад. Построены крупные федеральные медицинские центры, построены перинатальные центры, мы выхаживаем детей с экстремально низкой массой тела. И мы должны понимать, что есть так называемая обратная сторона прогресса – цена за прогресс и за его блага, которыми мы пользуемся. Это те пациенты, которые без оказания помощи по медицинской реабилитации будут ограничены в жизнедеятельности, и многие из них станут инвалидами. С этим связана востребованность медицинской реабилитации. Конечно, несмотря на активное развитие, мы отстаем от других стран: в Европе это направление очень активно развивалось уже более 90 лет. Какие-то вещи у нас имеют свою специфику – у нас очень интересно развивалась восстановительная кардиология, еще академиком Чазовым. Есть сеть санаториев, где направление восстановительной кардиологии очень хорошо развито. Но есть огромное количество других пациентов, не только кардиологического профиля, которым была нужна медицинская реабилитация, но они ее не получали в полном объеме.
– А что сейчас происходит в этом направлении?
– Сейчас направление восстановительной медицины активно развивается в Российской Федерации, в том числе благодаря главному специалисту Галине Евгеньевне Ивановой. Специалисты учатся, выезжают на учебу за рубеж. Мы, в свою очередь, очень благодарны компании «Вита-Техника» – нашим давним партнерам, которые сотрудничают с нами уже более 10 лет. Они исповедуют принцип, который когда-то давали нам на своих семинарах, – win-win, то есть взаимовыгодные отношения, что отражается в работе и в результатах. А что необходимо для развития направления? Прежде всего, нужны кадры, люди, готовые постоянно учиться и брать новые технологии, которые должны быть обеспечены соответствующим оборудованием.
– Медицинская реабилитация: в чем принципиальная новизна этого подхода?
– Медицинская реабилитация подразумевает исповедование принципов, которых раньше не было. Например, в медицинской реабилитации обязательно применение Международной классификации функционирования – и специалисты должны владеть этим инструментом. Также обязательно наличие мультидисциплинарной бригады, специалисты в которой работают слаженно и умеют формулировать цели, задачи пациента – что для него важно и что главнее для него именно в этот момент. Важно уметь выделить эту цель и уметь достигать ее различными методиками и технологиями. Для всего этого мы и ездим, смотрим, учимся, привозим технологии, оборудование, знания.
О кадрах
– Каким образом происходит обучение специалистов медицинской реабилитации?
– На сегодняшний день,реабилитологов как таковых нет. В рамках этого направления работают врачи по профилю, получившие специальную подготовку и переподготовку в различных медицинских университетах. Вводится несколько новых специальностей. Практически готовы программы в восьми опорных вузах, которые начнут подготовку так называемых врачей физической и реабилитационной медицины. Это будет клиническая специальность, подготовка по которой после медицинского института составит еще 4 года – это очень серьезная подготовка. Кроме того, вводится специальность «эрготерапия». Сейчас мы ждем новый приказ, в котором будут прописаны новые специальности –эрготерапевт, физический терапевт.
У врачей, у медицинских работников, обучение происходит непрерывно:это семинары, конференции, конгрессы, вебинары, это работа с литературой и иностранной литературой. Врач, который не читает, не бывает на семинарах, – он практически выбывает из обоймы.
О пациентах
– Расскажите о пациентах: кто нуждается в медицинской реалибилитации?
– Существуют 4 опорных направления развития в медицинской реабилитологии, которые соответствуют заболеваниям четырех профилей. Это заболевания центральной нервной системы, заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а также соматические заболевания, куда включается и детская реабилитация, и онкология, и другие. Это основные заболевания, при которых неоказание помощи в рамках медицинской реабилитации почти всегда дает инвалидность.
– Когда важно начать реабилитацию? Спустя какое-то время после реанимационных мероприятий?
– Чем раньше, тем лучше! Реабилитация начинается в реанимации! Это крайне важно для успешности и эффективности – вовремя начать реабилитационные мероприятия. Еще 10 лет назад считалось, что важен «постельный режим», предполагающий, что пациент с каким-то тяжелым заболеванием или после травмы должен напитаться энергией, набраться силы. Сегодня же полностью поменялось представление об этом. В Екатеринбурге, в Свердловской области, есть доктор наук, Андрей Августович Белкин (Институт мозга в г. Березовском), который является лидером этого направления. Результаты его работы, и нашей работы, показывают, что чем раньше начнется реабилитация, тем лучше прогноз.
– Насколько обычному человеку доступна реабилитация сегодня?
– Медицинская реабилитация сегодня становится неотъемлемым компонентом лечебного процесса и представляет собой ряд мероприятий, которые призваны повысить качество жизни пациента. Эффективность определяется не просто объемом лечебной помощи, а улучшением функциональных качеств пациента, самостоятельности и качества жизни. Это базовые составляющие, которым мы раньше не уделяли внимания. Сейчас это очень важно.
– Из каких этапов состоит реабилитационный путь для пациента?
– В федеральном законе порядка оказания помощи указаны три этапа медицинской реабилитации. Этап – это сложность каждого случая. Первый этап начинается в реанимации, затем два последующих этапа. Какая-то часть пациентов переводится на третий этап, более легкий, а кому-то необходим перевод в стационарное отделение для восстановительных мероприятий. Также есть определенная часть пациентов, которые не имеют реабилитационного потенциала, – они переводятся в паллиатив. Это та выверенная схема, которая применяется на всей территории Российской Федерации.
В реанимационном отделении осуществляется ранняя активизация пациента. Если витальные функции восстановлены, то, как можно раньше. начинается мобилизация, позиционирование пациента – здесь уже работает мультидисциплинарная бригада.
– Как можно оценить, эффективность реабилитационных мероприятий?
– Оценить динамику нам помогает Международная классификация функционирования. Работа в ее рамках предполагает оценку состояния до, в середине и в конце курса медицинской реабилитации – это и будет реабилитационным диагнозом. Оценка реабилитационного потенциала, функциональное тестирование, применение шкал – все это позволяет оценить эффективность реабилитационного процесса и при необходимости скорректировать его для получения наилучшего результата.
Если при привычном подходе (в рамках МКБ) мы ставим диагноз по МКБ-10, например, инсульт, то он и до лечения, и после лечения инсульт. Диагноз сам не меняется. В рамках же другого подхода – с точки зрения Международной классификации функционирования – мы рассматриваем достаточно важные зоны здоровья и ограничения функционирования. Дальше идет оценка факторов контекста – факторов окружающей среды, личностного фактора. Получается полная картина, чего раньше не хватало. Медицинских работников в рамках лечебного процесса касается структура и функция. В рамках же медицинской реабилитации мы смотрим не только структуру и функцию, мы смотрим деятельность – может ли он в быту функционировать, может ли он пойти в аптеку и купить препарат. Может ли он пойти на кухню и приготовить себе пищу. Может ли он выполнять социальную роль, которую выполнял раньше. Это те вопросы, которые раньше для врача были удивительны. Сегодня это не так. Берется полностью весь пласт и рассматривается со всех сторон.
Про санатории
– Как в санаториях обстоят дела с реабилитацией?
– Очень многие путают санаторно-курортную помощь и медицинскую реабилитацию. Это разные вещи. Конечно, могут быть технологии, которые применяются и там, и там, но они имеют разные принципы применения. Санаторно-курортная помощь так ею и остается. К ней относятся и традиционное физиолечение, которое мы все знаем, и услуги по лечебно-физической культуре, различное применение природных лечебных факторов. Медицинская реабилитация – это другое. Это исповедование биопсихосоциального подхода, который подразумевает, что упор делается и на социальную часть, и на психическую, именно этого конкретного человека. Это пациентоцентрированный метод, это непрерывность, этапность, применение наиболее эффективного минимума, это использование как МКБ-10, так и Международной классификации функционирования. И в санаториях может проводиться медицинская реабилитация, но в таком случае они оказывают помощь уже не в рамках санаторно-курортной помощи, а именно в рамках Приказа № 1705 – о порядке оказания помощи по медицинской реабилитации.
– Есть ли у нас в стране такие санатории, где осуществляется именно медицинская реабилитация?
– Можно назвать Рехаб-центры – реабилитационные центры. Что касается санаториев, то сейчас многие здравницы испытывают сложности. И многие пытаются найти что-то интересное, уникальное, чем привлечь клиентов. Мы все понимаем, что сейчас очень много возможностей, и просто физиопроцедурами не заманишь пациентов. Я вижу один из выходов – это выбрать конкретный профиль и развивать какое-то востребованное направление в рамках реабилитационной медицины! То есть специализация нужна санаториям! Я считаю, это будет очень эффективно, и выгодно для санаториев, и востребовано для населения, потому что много пациентов, которым нужна помощь именно по медицинской реабилитации.
– Формула успешной медицинской реабилитации?
– Качественная медицинская реабилитация – это знания и квалификация персонала, а также достойная оплата их труда, это технологии и техника, включающая и оборудование, и помещение, приспособленное под реабилитацию. А также выполнение всех принципов, о которых я уже сказал, среди которых применение мультидисциплинарной бригады, ориентация на Международную классификацию функционирования, пациентоцентрированный подход и отношение к человеку с позиций биопсихосоциального подхода.