Уважаемые коллеги!
На мой взгляд, вчера вечером (2 апреля 2020 года) для санаторной отрасли России забрезжил свет в конце тоннеля. А ведь ещё утром того же дня этот тоннель казался чёрной дырой, в которой навсегда могла пропасть часть санкура.
Имея в социальных сетях друзей из различных областей деятельности, в марте особенно интересно было наблюдать за заочной полемикой двух групп. В одну входили представители чисто туристической отрасли, во вторую – практикующие медики, оказавшиеся на переднем крае происходящих событий. Посты этих групп привлекали моё внимание по причине того, что значительная часть организаций, относящих себя к санаторной отрасли зависли как раз где-то посредине между туризмом и медициной.
Жирную точку в этой полемике поставил вчерашним обращением Путин. Пусть даже так. Пусть в обтекаемой форме и с перекладыванием большей части ответственности на работодателей, с подменой терминов и игрой понятий, но зато с самым главным. Без чего текущая нерабочая неделя потеряла бы логику и смысл. И это главное, в том, что самоизоляция продлевается до конца апреля.
Большинство из нас было готово, да уже и ожидало продления на наделю, максимум ещё на две, но чтобы продлить вот так кардинально? Это могли предвидеть, наверное, единицы.
Собственно, это решение и зажгло свет в конце тоннеля. Появилась надежда, что удастся не допустить наихудшего сценария развития событий. А раз так, то появилась и надежда на то, что санатории смогут продолжить работу уже этим летом. Возможно не в начале июня, а в конце августа, но зато летом 2020 года.
Я далёк от того, чтобы слепо одобрять все решения действующего президента. Более того, почти всё, что делается в последнее время, вообще ставится мною под сомнение. Но именно решение об изоляции до конца апреля, на мой взгляд, верное и принесет реальную пользу.
Да, экономика многое потеряет, в том числе и санаторная отрасль, хотя как раз для неё, из-за ранее принятых ограничений, «нерабочий» апрель ничего плохого не добавляет. Но сейчас главное – это избежать серьёзных последствий для жизни и здоровья граждан России. Ведь, если даже, как считают некоторые, COVID-19 – это всемирный «фейк», то лучше руководствоваться принципом главного врача больницы №40 в Коммунарке Дениса Проценко. Он озвучил его в одном интервью. Принцип заключается в том, что если у врача есть план А, Б и В, то он всегда должен руководствоваться планом А – планом с наихудшим сценарием. А ещё это принцип уважаемого мною литературного героя из знаменитого произведения братьев Стругацких «Волны гасят ветер», руководителя могущественной организации КОМКОН-2, отвечающей за безопасность человечества, господина Сикорски. Он говорил: «...если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто обязаны предположить, что где-то рядом объявился чёрт с рогами, и принять соответствующие меры вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах.»
Это третья и последняя публикация из серии «Может ли COVID-19 проникнуть в российские здравницы».
Мы сделали всё, что могли, чтобы предупредить отрасль о возможных последствиях начинающейся эпидемии.
Мы не хотели разжигать панику и получать популярность на этой теме. Мы руководствовались лишь тем, чтобы отрасль со своими традиционными для этого времени года гостями, находящимися в группе риска, не превратилась в один из очагов неконтролируемого распространения инфекции. Мы задавали вопросы, как избежать проникновения инфекции в санатории, как санатории должны к этому готовиться, что предпринимать, если в условиях эпидемии деятельность здравниц окажется под запретом.
Не всем нравились наши вопросы, не все нас поняли, не все приняли нашу активность, но мы считаем, что действовали правильно и в полном соответствии с нашими принципами независимой журналистики.
С понедельника редакция переходит от ежедневных рассылок новостей к еженедельным, поскольку на ближайшие два месяца ситуация санкура более или менее прояснилась. Что будет потом – покажет время.
Мы продолжим публикацию материалов по теме санаторного маркетинга и менеджмента. Понятно, что отрасль столкнулась с новыми вызовами, требующих новых подходов и новых решений. Мы уже ведем работу в этом направлении и готовы делиться с вами всей получаемой информацией.
Добавьте сайт в закладки, подписывайтесь на обновления и следите за нужными и полезными публикациями.
Крепкого Вам здоровья!
Сергей Дмитреев, главный редактор Бизнес-журнала «С.К.О.»