Телефон:
Главная \ Статьи \ Менеджмент \ Николай Мурашко: «Проблемы российских санаториев можно решить!»

Николай Мурашко: «Проблемы российских санаториев можно решить!»

Подготовила Мария Денисова

Почему санаторно-курортные учреждения,  которые по факту предоставляют медицинские услуги,  не получают таких же льгот и преференций как медицинские учреждения? Почему мало нацелена на курортную профилактику российская система здравоохранения? Как выйти из сложившейся ситуации, чтобы помочь российским санаториям развиваться, а россиянам оздоравливаться,  рассказал в интервью для Бизнес-журнала «С.К.О.» Николай Анатольевич Мурашко, генеральный директор холдинга ООО «Курортное управление».

vk-3745

Фото предоставлено холдингом ООО «Курортное управление»

Как рушилась система отечественного санкура

В советские времена государство объединяло в себе функции всех трёх сторон современного социального партнёрства – как собственник предприятий, организатор производства и работодатель, нуждающийся в квалифицированных здоровых трудовых ресурсах, государство централизованно обеспечивало их сохранность и воспроизводство, а также реализовывало социальные гарантии гражданам советского государства. Тогда была создана государственная санаторно-курортная система, которая выполняла госзаказ на восстановление трудовых ресурсов, улучшение качества жизни людей. Санаторно-курортный комплекс СССР принимал на отдых и лечение ежегодно более 32,7 миллионов человек. В него входило 7431 предприятие.

Санаторно-курортное лечение было широко доступным, поскольку значительная часть расходов – от 70 до 100 процентов от стоимости путёвки компенсировалась. Средства направлялись из бюджета государственного социального страхования, который находился в ведении ВЦСПС. Так, для этих целей из бюджета социального страхования в 1985 году было выделено 1,9 миллиарда советских рублей, что ориентировочно соответствует 380 миллиардам российских рублей. Для сравнения: в 2018 году Фонду соцстраха на санаторно-курортные путёвки для льготников в соответствии с ФЗ от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ из средств федерального бюджета выделили бюджетные ассигнования в размере 4,9 миллиарда рублей.

Реформы 90-х годов разрушили эту систему. Средства соцстраха вывели из управления профсоюзов, в связи с этим они утратили функции распределения путёвок и компенсации части их стоимости. Это существенно уменьшило возможности оздоровления населения в целом, в том числе, социально незащищённых слоев населения. Если в советские времена 11% граждан получало ежегодно санаторно-курортное лечение, то сейчас – лишь 4. Обеспеченность льготных категорий граждан санаторно-курортной помощью, согласно данным отчета Фонда соцстраха РФ в 2018 году составила 22,5%.

DSC_6243

Неутешительные цифры

Изменились и приоритеты бюджетного финансирования. Сегодня они ориентированы на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи уже имеющихся заболеваний. Так, расходы федерального бюджета на лекарственное обеспечение в 2018 году составили 137,4 миллиарда рублей, а бюджетные ассигнования по ведомству Минздрава РФ в рамках подпрограммы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей» – 6,1 миллиарда рублей.

Санаторно-курортный комплекс как эффективный инструмент профилактики заболеваний и составной элемент этапной системы оказания медицинской помощи «поликлиника – стационар – санаторий», фактически перестал являться неотъемлемой частью здравоохранения. В итоге, лишь 8% пациентов санаториев приезжают по рекомендациям лечащих врачей. И по экономическим условиям хозяйствования санаторно-курортная деятельность оказалась в неравных условиях по отношению к медицинским организациям и производителям фармацевтических средств. В результате санаторно-курортный комплекс РФ сократился до 1875 санаторно-курортных организаций, и их количество продолжает уменьшаться.

Это привело к сокращению доступных мест в санаториях для населения с невысоким уровнем дохода и социально незащищенных групп. К примеру, большинство инвалидов по общему заболеванию могут получить санаторную путёвку лишь раз в три года. Эти процессы мешают развитию Каминвод как наиболее популярного и доступного курорта, каковым он всегда считался.

IMG_4480

Как живётся профсоюзным здравницам?

Загрузка профсоюзных санаториев растёт год от года. Наши здравницы не зря называют «народными»! Но в нынешних условиях им приходится нелегко. После распада СССР и подписания Соглашения между Правительством РФ и ФНПР о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе КМВ, большую часть профсоюзных здравниц передали в собственность государства. Сегодня функционирование санаториев госсектора поддерживается ежегодными бюджетными ассигнованиями в рамках государственных и ведомственных целевых программ. Они предусматривают покрытие текущих расходов, связанных с оказанием госуслуг по санаторно-курортному лечению, дополнительно предусмотрены ассигнования на капвложения.

Санатории профсоюзов сохраняют свои исторические приоритеты и продолжают работать в сфере массового оздоровления граждан РФ, содействуя решению государственной задачи по увеличению продолжительности здоровой, активной жизни. Однако с 1990 годов эта деятельность осуществляется наравне с деятельностью любых иных негосударственных структур и не получает практически никаких мер господдержки.

В структуре загрузки профсоюзного комплекса КМВ по итогам прошлого года санаторно-курортные услуги льготным категориям граждан по государственным контрактам, заключаемым с отделениями ФСС и региональными и муниципальными органами соцзащиты населения, составили более 30 процентов. Эти санаторно-курортные услуги оказываются на конкурсной основе в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ. Даже начальная цена по таким контрактам вдвое ниже экономически обоснованных затрат. Так, стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях граждан, установленная Министерством труда и соцзащиты населения РФ в 2018 году, составила 1202,60 рублей. При этом нормативная стоимость государственной услуги «Санаторно-курортное лечение», предоставляемой собственными центрами реабилитации Фонда социального страхования в 2018 году, финансируется из бюджета фонда из расчета 2438,50 рублей за один день (без учета расходов на капремонт и реконструкцию).

Таким образом, только за 2018 год объём недофинансирования санаторно-курортных организаций профсоюзного комплекса в рамках госконтрактов, по сути, вложений собственных средств в оздоровление социально незащищённых слоев граждан, составил 780,5 млн рублей, а с учётом предшествующего года – более 1,3 миллиарда рублей.

По причине убыточности льготной путёвки санаторно-курортные организации негосударственной формы собственности, не получающие бюджетных субсидий, вынуждены прекращать деятельность по оздоровлению льготников, и практически единственной негосударственной структурой, которая продолжает эту деятельность, остается санаторно-курортный комплекс профсоюзов. Однако без господдержки это становится невозможным.

DSC_6034

О программе стимулирования

Профсоюзы совместно с краевыми властями разрабатывают программу стимулирования ускоренной реконструкции и модернизации всех профсоюзных санаториев на 12,3 миллиарда рублей. В президентском Послании Федеральному собранию от 01 марта 2018 года,  Указе от 07 мая 2018 года №204, Послании от 15 января 2020 года он поставил задачи по народосбережению, увеличению продолжительности здоровой, активной, полноценной жизни россиян до 80 и более лет. Максимально эффективным инструментом в решении этих задач является санаторно-курортный комплекс. В первую очередь это касается Кавминвод, где находятся более сотни здравниц. В связи с этим фокус господдержки должен быть направлен на восстановление санаторно-курортной системы массового оздоровления и на так называемые «народные» санатории, предоставляющие услуги в доступном ценовом сегменте.

С советских времен санатории профсоюзов являются лидерами в области массового оздоровления. Здесь эффективно сочетают доступность услуг санаторно-курортного лечения с высоким уровнем качества медицинских и реабилитационных услуг. Для членов профсоюза и их семей действует программа «Профсоюзная путевка», которая предполагает 20-процентную скидку. Ежегодно санатории профсоюзов принимают на оздоровление по ним – около 17 тысяч россиян, а всего - более 160 тысяч человек, в том числе более 11 тысяч детей и почти 37 тысяч льготников. Средняя цена путевки в системе профсоюзных здравниц за прошлый год - 2 110 рублей за один день - с комфортным проживанием, диетическим питанием и полноценным лечением. Это дешевле чем средняя цена санаторной путевки по краю на 25 процентов.

DSC_6082

Два пути развития

На мой взгляд, в сложившейся на сегодняшний день ситуации стратегически существует два возможных подхода к развитию санаторно-курортного комплекса. Первый – сохранение существующей политики по адресной господдержке санаторно-курортных объектов госсектора, а также адресному предоставлению санаторно-курортного лечения узкому кругу граждан в санаториях Минздрава РФ и ведомственной сети. Реализация данного подхода, по сути, закреплена в Стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2018 года №2581-р. Она предусматривает улучшение материально-технической базы, строительство и реконструкцию в рамках мероприятий госпрограмм только государственных и муниципальных санаторно-курортных организаций.

Санатории негосударственной формы собственности, которые составляют 53 процента курортного фонда, по логике Стратегии, с использованием механизма государственно-частного партнерства должны трансформироваться из социально доступных в учреждения для элитного отдыха богатых людей. Продолжение их деятельности как социально доступных становится невозможным, поскольку система налогообложения санаторно-курортных учреждений не соответствует медицинским организациям, что диктует заведомо высокую цену на санаторно-курортные услуги. Реализация подобного подхода приведет к дальнейшему сокращению количества санаторно-курортных организаций.

Второй стратегический подход к развитию санаторно-курортного комплекса подразумевает восстановление санаторно-курортной системы массовой доступности. Его реализация подразумевает восстановление для санаторно-курортных организаций равных экономических условий хозяйствования с медицинскими организациями. Важнейшими мерами в данном направлении является установление налоговой ставки ноль процентов по налогу на прибыль организаций, аналогично медицинским организациям, а также отнесение санаторно-курортной деятельности к социально-значимой.

Считаю необходимым восстановить рыночные стимулы у всех участников нового социального партнёрства, включая механизмы, стимулирующие заботу граждан о своём здоровье, а работодателей – о здоровье своих сотрудников. Восстановление таких механизмов должно быть направлено на объединение усилий всех сторон социального партнёрства, стимулирование спроса и создания конкурентного предложения в сфере сохранения здоровья и восстановления трудовых ресурсов.

DSC_6491

Что нужно сделать?

1. Необходимо создать стимулирующие условия для работодателей, которые приобретают за счёт своих средств путёвки для сотрудников.

Федеральный закон предусматривает предоставление им права учитывать эти затраты в составе расходов на оплату труда. Но только в том случае, если санаторно-курортные путёвки приобретены у туроператора или турагента. Это ставит туроператоров и турагентов в более выгодное положение, чем санаторно-курортные организации, которые непосредственно оказывают такие услуги и несут ответственность за качество.

В связи с этим, предлагаем предусмотреть включение в перечень расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на организацию санаторно-курортного лечения при заключении соответствующих договоров непосредственно с санаторно-курортными организациями.

Ещё одна законодательная инициатива касается стимулирования работодателей в приобретении медуслуг для работников у отечественных медицинских организаций. Пока что льгота распространяется как на случаи, когда застрахованный работник лечится в России, так и при лечении за рубежом.

В качестве своевременной меры по поддержке отечественных медицинских организаций, предлагаем исключить льготу в случаях, когда программа добровольного медстрахования предусматривает оказание медуслуг за пределами России.

2. Необходимо восстановить аналогичные приобретению медицинских услуг условия для физических лиц, приобретающих санаторно-курортные путёвки (по сути, решающих за свой счёт государственную задачу поддержания своего здоровья).

Одной из мер является внесение изменений в статью 219 Налогового кодекса РФ, предусматривающих предоставление права физическим лицам, осуществляющим приобретение за счёт своих средств санаторно-курортных путёвок, на получение социального налогового вычета при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на полную стоимость оплаченной санаторно-курортной путёвки.

Эти изменения предполагают расширение перечня социальных налоговых вычетов в пределах установленных Налоговым кодексом РФ ограничений не более 120 000 рублей в налоговом периоде в совокупности с другими социальными налоговыми вычетами.

3. Необходимо повысить доступность государственной социальной помощи для льготников. Для этого государство должно гарантировать стабильный спрос, выполняя в полном объёме свои социальные обязательства и оплачивая льготные санаторно-курортные путёвки по экономически обоснованным рыночным ценам.

4. Необходимы меры господдержки санаторно-курортных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности с целью стимулирования создания ими конкурентного предложения в сфере сохранения здоровья и восстановления трудовых ресурсов.

И, главное, разработка федеральной госпрограммы по развитию курортов, которая включала бы мероприятия по развитию инфраструктуры курортов, сохранению природных лечебных ресурсов, а также мероприятия по модернизации и развитию санаторно-курортных организаций, в первую очередь санаториев, предоставляющих услуги в доступном ценовом сегменте.

Такие санаторно-курортные организации в приоритетном порядке должны получить право на господдержку в форме субсидий на возмещение части затрат по расходам на реконструкцию и строительство объектов санаторно-курортного комплекса, а также субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым на строительство, модернизацию и улучшение материально-технической базы, приобретение высокотехнологичного оборудования, проведение работ по созданию доступной среды для маломобильных групп, производство реставрационных работ на объектах культурного наследия.)

Реализация этих предложений во взаимосвязи с другими программными документами по увеличению охвата и доступности санаторно-курортного лечения для граждан РФ позволит расширить их возможности по получению санаторно-курортной помощи. По укрупненным оценкам, количество граждан, получающих санаторно-курортное лечение, может быть увеличено на 7 миллионов человек и достигнуть 13 миллионов человек ежегодно.

Поделиться в социальных сетях и мессенджерах:

 
MedTravelExpo-2024. Санатории. Курорты. Медицинские центры
MedTravelExpo-2024. Санатории. Курорты. Медицинские центры
Телефон:
Адрес:
624250, Свердловская область, г. Заречный, ул. Мира 35