После 24 февраля многие наши планы как личные, так и касающиеся работы, приходится как минимум корректировать, а то и полностью перечеркнуть. Уже прочно вошёл в нашу речь и в наше сознание термин «новая реальность». В ней нам придётся жить ближайшие годы, к ней надо будет адаптировать все бизнес-процессы, да и, чего лукавить, адаптировать и саму жизнь. То, что лучше не будет, уже понятно всем. Вот и президент анонсировал инфляцию и безработицу. Но что касается санаторной отрасли, то, на мой взгляд, при грамотном подходе руководителей санаториев, слаженных действиях санаторного сообщества, минимальной поддержке со стороны правительства, она быстрее многих и легче многих сможет перейти к новой реальности. Более того, именно сегодняшние реалии могут стать акселератором развития и перехода на новый качественный уровень. И этому будут способствовать два важных условия.
Первое условие
Поможет закрытие границ. Но поможет не в привычной трактовке –
переориентации части туристов на внутренний рынок, а в закрытии возможностей для вывода капитала. Поэтому следует ожидать притока частного инвестиционного капитала в отрасль. Первые шаги в этом направлении начались в 2014 году, после появления в повестке дня украинского вопроса и последовавших за этим санкций. По сравнению с сегодняшними, практически незаметных. Тем не менее, прошедшее в 2015 году в Белокурихе заседание Госсовета во главе с Путиным на тему повышения инвестиционной привлекательности санаторно-курортной отрасли должно было дать знак «элитам» о вложении денег не только в итальянские виноградники и имения на Лазурном берегу, но и в собственные курорты. Кое-кто услышал и понял. В последнее время мы наблюдали строительство нескольких крупных объектов премиального сегмента. Больше всего строилось здравниц в регионе Кавказских минеральных вод. Теперь желающих вложить средства в курортные объекты прибавится. При этом мотивами инвестиций может быть не только получение прибыли, но и создание объектов, в которых смогут оздоравливаться клиенты, оказавшиеся в результате санкций отрезанными от привычных мест отдыха и лечения. Для более узкого круга такие объекты уже давно созданы. Но и более простым слоям населения тоже будут плюсы от притока инвестиций. Несмотря на ожидаемое снижение уровня жизни, увеличение безработицы, для экономически потрёпанной части населения необходимо будет предлагать варианты взамен испанских, элитных турецких и греческих курортов.
Приход инвесторов в отрасль будет сопровождаться не только созданием новых здравниц, но и переделом собственности. Санатории, особенно с привлекательным расположением, станут объектами купли-продажи.
Надеемся, что процесс смены собственников будет цивилизованным и рыночным. Но и любые иные сценарии также не исключены. В этой ситуации я бы советовал всем собственникам в срочном порядке привести в порядок всю имеющуюся документацию, подтверждающую право собственности, и принять другие необходимые меры. Для желающих продать действующие объекты необходимо тщательно подойти к вопросам финансовой отчётности как бухгалтерской, так и управленческой. Поскольку чем прибыльнее предприятие, тем выгоднее можно будет его продать. Это то, что касается частных санаториев. Для руководителей государственных, муниципальных, ведомственных здравниц объектами пристального внимания должны стать не только порядок в бухгалтерской отчётности, но и прозрачность во взаимоотношениях с контрагентами, поставщиками товаров и услуг, туроператорами и т.п. Практика показывает, что в ряде случаев вышестоящему руководству выгодно не просто уволить руководителя санатория, а возбудить административное или уголовное дело, повесив как реальные, так и сфабрикованные грехи. В прошлом году редакция организовывала на эту тему специальный круглый стол.
Второе важное условие для развития отрасли в новой реальности – это пересмотр не только эффективности бизнес-процессов, но в первую очередь самой концепции здравницы.
Очевидно, что санатории должны более ясно формулировать своё УТП и дистанцироваться от отельного отдыха. Нельзя усидеть одновременно на двух стульях. Только небольшому количеству санаториев удаётся совмещать хорошие условия проживания и питания и предоставлять эффективное лечение. К тому же, по сравнению с отельным отдыхом, санаторий всегда будет проигрывать по экономике, из-за включения в себестоимость расходов на организацию лечения. Война на два фронта не может быть выиграна. А санаториям, при их сегодняшнем невнятном позиционировании на рынке, приходится конкурировать, с одной стороны, с отелями, предоставляющими различные виды отдыха, в том числе рекламируемыми как оздоровительные, с другой стороны, с медицинскими центрами, для которых на первом месте эффективность предоставляемого лечения и ориентация на конечный результат для пациента.
Поэтому санатории должны становиться местами оказания качественной и эффективной медицинской помощи. Кто-то на основе стандартов санаторного лечения, кто-то на основе клинических рекомендаций медицинской реабилитации, а кто-то на принципах современной концепции 4P-медицины. Поэтому мы пока не делаем пессимистических прогнозов для санаторной отрасли даже на более дальний период, чем наступающий летний сезон, по которому пока идёт интенсивное бронирование. Считаем, что отрасль будет жить и развиваться в любых экономических реалиях. Но для этого вместе с новой реальностью необходимо вырабатывать новое мышление, новые подходы, искать новые решения!
И в конце хочется сказать, что главные риски для отрасли и в целом для страны сегодня в другом. О них мы не упоминаем, но их каждый может оценить сам.
Всем мира, терпения, настойчивости и оптимизма!
С уважением, Сергей Дмитреев, главный редактор Бизнес-журнала «С.К.О.»