Наталья Колганова, генеральный директор компании FOOD AUDIT, эксперт-аудитор национальных и международных стандартов ISO 22000, эксперт по разработке и внешним проверкам систем качества и безопасности пищевой продукции, основанных на принципах ХАССП*
В этом году санаторно-курортным учреждениям разрешили принимать гостей с 1 июня. На практике полноценный курортный сезон для многих начался в июле. С одной стороны, это хорошая и долгожданная новость, а с другой – риск распространения болезни остался. Поэтому пришлось ужесточить меры профилактики в целях предотвращения новой волны заболевания.
В мае Роспотребнадзор разработал и опубликовал методические рекомендации, которые необходимо чётко выполнять. Проверки усилились. С полным перечнем рекомендаций можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Расскажу лишь основные моменты, которые пересекаются с деятельностью нашей компании.
Руководителям курортных учреждений необходимо контролировать сотрудников:
- Не допускать к работе персонал без справки об отсутствии инфекции.
- Сотрудники должны быть в масках и перчатках. Маска должна меняться не реже, чем раз в 3 часа. Или при увлажнении.
- Кожные антисептики и средства для дезинфекции должны быть в достаточном количестве и в открытом доступе.
- Сотрудники, которые вернулись из-за границы, не допускаются к работе до окончания сроков самоизоляции (не менее 14 дней). Сейчас мы знаем, это требование изменилось: по прилёте из отпуска надо сдать тест на COVID -19 и результат загрузить в портал госуслуг.
- Приём пищи на рабочих местах запрещён. Если нет специальной комнаты, необходимо выделить помещение для этих целей с раковиной для мытья рук и санитайзером.
- Следить, чтобы обязательно проводилась ежедневная уборка с применением дезсредств.
Питание – важный аспект работы санаториев. Роспотребнадзор рекомендовал организовать питание по системе заказов или доставлять в номера. Позднее разрешили питаться в столовых и кафе с обеспечением социальной дистанции. Регламентировано расстояние между столами и рассадка отдыхающих. За один стол не более одного человека. Исключение только в том случае, если гости – члены одной семьи. В таких условиях работали санаторно-курортные учреждения первые месяцы.
С июля Роспотребнадзор разрешил столовым и ресторанам при санаториях работать как кафе. То есть проводить профилактику в условиях коронавируса как все организации питания вне дома. Были внесены изменения в рекомендации ведомства по работе санаторно-курортных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Это немного облегчило работу санаториям в вопросе организации питания.
Что оказалось самым сложным в соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора, и как с этим справлялись санатории?
Сложность в отсутствии дополнительных бактерицидных установок, бесконтактных термометров на объектах. Рынок производителей данного оборудования просел, ассортимент был скудным, цены завышали в 300 раз. Мы сами выходили на производителей и старались хоть как-то помочь с этим вопросом санаториям, особенно в регионах. Сложность в общении с отдыхающими, трудно было убедить гостей в том, что все меры направлены на сохранение жизни и здоровья как посетителей, так и команды санатория. Улыбались сквозь маски. Когда мы в пандемию выезжали на аудиты ХАССП, руководители службы питания в санаториях говорили: «Наталья, каждый день подходят отдыхающие и просят, чтобы официанты снимали маски, очень давящая картина, ощущение, что ты в больнице. Непонятно, улыбаются тебе или нет. Мы, конечно, со всеми беседуем и говорим, что мы как и раньше рады гостям, и под масками наша улыбка…».
Сложно соблюдать социальную дистанцию как на производстве, так и в залах питания санатория. Сложно было обучить сотрудников зала работать с соблюдением новых принципов: включить режим графиков с почасовым осуществлением задач (каждые два часа уборка с дезинфицирующим средством, проветривание, включение лампы и т.д.).
Можно ли снизить дополнительные расходы на те же средства индивидуальной защиты?
Как бы мне не хотелось ответить да, я скажу нет. Экономить в данном случае недопустимо, особенно в вопросах СИЗов и профессиональной химии. Все меры разработаны с учётом опыта других стран, и они действительно препятствуют распространению новой коронавирусной инфекции на предприятии, тем самым помогают сберечь здоровье команды и отдыхающих санаториев. Мы с командой продолжаем проводить вебинары, рассказываем, как на практике соблюдать все рекомендации и мероприятия Роспотребнадзора. Рассказываем про методологию внедрения ХАССП. Ведь система ХАССП напрямую связана с безопасностью пищевой продукции, и мы не можем обойти этот вопрос стороной.
Берегите себя и будьте здоровы! Процветания нашим замечательным здравницам!