Первое и самое важное – это уйти от эмоционального обсуждения разных страшилок или, наоборот, чересчур оптимистичных публикаций в интернете к проработке сценариев возможных действий. Как правило, один из них – более оптимистичный. Второй – более проблемный и сложный. Прорабатывать сценарии важно, даже если руководитель здравницы имеет большой опыт антикризисного управления и знает, как действовать. Ведь нужно, чтобы руководители подразделений и другие сотрудники принимали участие и чувствовали свою сопричастность к предпринимаемым мерам. Потом они смогут грамотно донести информацию до других сотрудников санатория, партнёров и клиентов.
По факту на первый план выходит правильная работа самой здравницы в информационном поле. С одной стороны, нужно проводить работу внутри санатория (в коллективе). А с другой стороны, правильно взаимодействовать с внешним миром: с поставщиками, которые поставляют вам товары и услуги; с партнёрами (туроператорами или турагентствами); с широким кругом клиентов, корпоративных партнёров, журналистов, чиновников и др.
У санаториев, на мой взгляд, есть очень мощное преимущество. Здесь много внимания уделяют соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил. В здравницах есть штат врачей и среднего медперсонала. Все они обучены и знают, что делать, для того, чтобы предотвратить распространение вирусных инфекций. Санатории соблюдают достаточно жёсткие правила Росздравнадзора и Роспотребнадзора, и, на мой взгляд, эти предприятия лучше готовы, чем многие другие виды бизнеса, будь то общественный транспорт, торговые центры, продовольственные магазины или общепит. И об этом преимуществе можно и нужно спокойным тоном, не смещая акцентов в сторону паники, информировать и клиентов, и партнёров по бизнесу, и, вообще, весь окружающий мир. «Да, мы вводим в нашем Санатории определённый план мероприятий по повышению безопасности... Да, наши врачи беседуют с каждым гостем. Да, наши сотрудники всегда проходили и сейчас проходят необходимые медосмотры. Да, мы предприняли необходимые шаги, для того чтобы установить специальное оборудование для обеззараживания рук. Да, мы инструктируем наших гостей о соблюдении правил личной безопасности. У нас есть круглосуточный пункт приёма врача или фельдшера». Санатории – это те организации, которые всегда очень ответственно относились к вопросам здоровья сотрудников и гостей.
При этом, само собой, нужно сократить те расходы, которые не связаны с текущей деятельностью. Быть может, взять паузу в инвестиционных проектах, посмотреть, кого из сотрудников, можно перевести на сокращённый режим работы. Ни в коем случае не отправляйте работников в неоплачиваемые отпуска! Ведь это может спровоцировать излишнюю панику и плохое настроение в коллективе. Нужно сесть и поговорить с людьми – правильный, спокойный диалог в большинстве случаев поможет достичь компромисса. Может быть, кого-то из сотрудников есть смысл перевести на неполный рабочий день на ближайшие 2 недели, месяц, причём так, чтобы не приводило к потере в заработной плате больше, чем на 15%.
Я также рекомендую ежедневно размещать на сайте санатория объявления о том, что аэропорты, общественный транспорт и прочие службы в регионе работают в штатном режиме и сан.-эпидемиологическая обстановка спокойная. Чтобы те, кто впервые заходит к вам на сайт видели: вы за этим следите, предпринимаете необходимые шаги, для того, чтобы люди эту информацию могли вовремя получить.
Если в санатории есть сотрудник, который отвечает за предоставление информации, предложите ему пройти экспресс-курсы на тему, как правильно работать с негативными вбросами. И он уже будет знать, как реагировать на тот или иной негативный момент. Ну и, конечно, всегда под рукой иметь план B – что делаем, если вдруг у нас в санатории оказался человек с подозрением на какое-либо ОРВИ. Коронавирус – это острое респираторно-вирусное заболевание, и не всегда можно исключить его здесь и сейчас. Но если вдруг его всё-таки выявили - нужен чёткий план. Прямо по пунктам распишите: что мы делаем, чтобы минимизировать возможность инфицирования других гостей и обеспечить необходимую медицинскую помощь заболевшему, чтобы накормить человека, поддержать его в этот непростой момент, ну и, в принципе, выполнить все то, что санатории должны как медицинские учреждения и как учреждения сферы гостеприимства взять на себя в этот непростой момент.
Очень важно поддерживать контакт с коллегами из отрасли. Призываю директоров санаториев общаться друг с другом, обмениваться информацией и опытом. Консолидируемая позиция всех здравниц в регионе – это большой задел на будущее.
И уже сейчас нужно продумать, какие шаги мы будем делать после того, как острая стадия кризиса пройдет. Мы с вами понимаем, что вопросы здоровья нации напрямую зависят от того, насколько успешно и ответственно санатории подойдут к делу. И впереди у нас огромный объём работы. Распределять силы нужно уже сейчас.
С уважением и позитивным настроем, Дмитрий Богданов, председатель комиссии по санаторно-курортной сфере Общественного совета Ростуризма, ген. директор СКК «Знание», Сочи