Телефон:
Главная \ Статьи \ Менеджмент \ Стратегия санкура: лучше позже, чем..?

Стратегия санкура: лучше позже, чем..?

Номер журнала, посвящённый государственной стратегии развития санаторно-курортной отрасли, редакция планировала выпустить летом 2017 года. Исходили из сроков, к которым должно было быть выполнено поручение правительству разработать стратегию санаторной отрасли. Президент РФ Путин В.В. в ходе выездного Заседания президиума Госсовета, прошедшего 26 августа 2016 года в Белокурихе, назвал конкретный срок – март 2017 года.
5027

«Очевидно, что нам нужна полноценная, всесторонне продуманная стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны, которая определяла бы приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных средств в эту сферу.
Пока такого базового документа нет, и Правительство должно приступить к его разработке как можно быстрее, и принять его на первоначальном уровне не позже мая. Думаю, что за полгода точно можно сделать. Прошу вас в марте эту работу завершить».
Но, видимо, у правительства были более неотложные дела, и только в конце ноября 2018 года, с опозданием на 20 месяцев, стратегия, наконец, опубликована за подписью председателя правительства Медведева Д.А.
Итак, теперь у отрасли имеется официальный документ, согласно которому в ближайшее время будет развиваться российский санаторно-курортный комплекс.
Каких теперь изменений стоит ждать, наступит ли пора расцвета, начнут ли санатории жить долго и счастливо?
Для начала постараемся понять, что же такое стратегия. Воспользуюсь определением, которое, на мой взгляд, наиболее полно отражает мотив Госсовета в августе 2016 года: «…есть понимание целей и задач, но не хватает ресурсов».
Согласно этому определению Стратегия (др.-греч. Στρατηγία – «искусство полководца») – общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени для достижения сложной цели.
Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.
Ключевые слова такого определения: план деятельности, длительный период времени, сложная цель.
Все это находим и в представленной Стратегии. Мы видим именно не детализированный план на период до 2024 года. В целом, документ производит впечатление того, что над ним работали. Опубликованной Стратегией государство даёт понять, что оно заинтересовано в развитии санаторно-курортной отрасли, понимает проблемы и имеет представление о путях их решения. Также становится понятно, что оно готово и дальше вкладывать средства в поддержание жизнедеятельности отрасли. Как через закупку услуг санаториев, так и через создание специальных условий для привлечения инвестиций, в первую очередь, частных. Если говорить о закупке услуг, то уместно привести слова министра финансов Силуанова А.Г., сказанные на том же заседании Госсовета: «…объём рынка, по нашим данным, составляет более 110 миллиардов рублей, причём половина из этого объёма осуществляется за счёт бюджетных средств… большей части федерального бюджета – около 40 миллиардов рублей, и бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования».
Да и всё бы ничего со Стратегией, документ как документ, не хуже и не лучше других, разрабатываемых нашим нынешним правительством, но несколько моментов вызывают смущение.

img_0702_0

Первый момент – непонятно почему для создания стратегии потребовалось такое продолжительное время. Почти все положения, так или иначе, не один раз обсуждались внутри сообщества на различных мероприятиях и, в первую очередь, на Всероссийском форуме «Здравница».

Второй момент – это цель стратегии. Она сформулирована как повышение доступности санаторно-курортного лечения.
«Целью Стратегии является повышение доступности санаторно-курортного лечения за счёт создания в Российской Федерации современного санаторно-курортного комплекса, обеспечивающего развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эффективное использование природных лечебных ресурсов, развитие материально-технической базы санаторно-курортных организаций, реализацию потенциала Российской Федерации как оздоровительного туризма».
И вот тут возникает вопрос: что же в стратегии подразумевается под доступностью? Я для санаторно-курортной отрасли определил две разновидности – финансовую (экономическую) доступность и транспортную доступность.
Поясню, что имею в виду. Если у потенциального клиента отрасли нет денег, при наличии показаний, для санаторно-курортного лечения, то значит те санатории, которые предлагают услуги за деньги, недоступны. Доступными они станут, если улучшится экономическое состояние клиента или ему помогут со стороны государства, фондов, профсоюзов и т.д. и т.п. Транспортная доступность – это когда клиент может добраться до места лечения с минимальными финансовыми и временными затратами при приемлемом уровне комфорта.
А вот как повысятся финансовая и транспортная доступности из определения цели стратегии мне непонятно. Надеюсь, что государство будет увеличивать объёмы закупок путёвок и улучшать транспортную инфраструктуру или субсидировать перевозки.
И третий момент – это ожидаемые результаты Реализации Стратегии.
Стратегия планирует увеличить число граждан России, получивших санаторно-курортное лечение. При этом в целевых показателях, указанных в приложении к Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, в графе «Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях» мы видим следующие цифры: 2017 год – 6527 тыс. человек. 2024 год – 6965 тыс. человек. Прирост за 7 лет должен составить 6,7%! Это менее 1% в год. Если посмотрим статистику по этому параметру за десять предыдущих лет, то увидим, что такие же показатели отрасль имела и безо всякой Стратегии.
Позволю себе сделать некоторые выводы, которые всё же не столь оптимистичны, как сама Стратегия.
На горизонте ближайших 10-12 лет мы увидим трёхкратное, по сравнению с сегодняшними официальными цифрами, сокращение числа классических санаторно-курортных организаций. В отрасли останутся примерно 600-700 санаториев, которые будут оказывать тот набор лечебных услуг, которые мы сегодня называем санаторно-курортным лечением. В число оставшихся войдут, прежде всего, санатории, относящиеся к государству. Это учреждения принадлежащие Минздраву, Минобороны и другим министерствам и ведомствам. Также останутся санатории крупных корпораций и производственных предприятий, например «Росатома», «РЖД», «АЛРОСА» и т.п. А также те частные санатории, которые уже сегодня достигли высоких показателей экономической эффективности, например «Янган-Тау», санатории Белокурихи и т.д. Остальные предприятия, входящие сейчас в отрасль, в лучшем случае реорганизуются в специализированные медицинские клиники, реабилитационные центры, СПА и веллнес-отели, в худшем случае откажутся от медицинской и оздоровительной составляющей и уйдут, например, в гостиничный бизнес либо будут ликвидированы.
База данных, длительное время собираемая нашей редакцией, показывает, что работающих на сегодняшний день санаториев примерно 1100–1200. Эти цифры косвенно подтверждаются и в комментариях к Стратегии заместителя председателя правительства Голиковой Т.А. Таким образом, цифра в 1800 санаториев, озвученная президентом на Госсовете, уже уменьшена почти на треть. Думаю, что такое расхождение получилось потому, что президент использовал данные статистики подсчитавшей санатории по коду вида деятельности – «санаторно-курортное лечение». Согласно этому коду в число «посчитанных» санаториев попали «мёртвые души» – предприятия, указавшие в перечне видов деятельности санаторное лечение «про запас» или «по старой памяти». Также часто нередки ситуации, когда в одном санатории работают по нескольку юридических лиц, каждый с соответствующими кодами статистики.
В Стратегии много говорится о частных инвестициях, которые, в конечном итоге, подразумевают возврат вложенных средств и получение прибыли. Согласно открытым данным, загрузка отрасли сегодня составляет 60–65 %. Такой показатель – непозволительная роскошь для инвестора. Поэтому для того, чтобы добиться процента заполнения санаториев по отрасли, близкого к 100%, что позволит улучшить финансовые показатели деятельности, и оставаться при этом в рамках планируемой численности клиентов, надо попросту сократить число санаториев. Этот факт я привожу в качестве ещё одного подтверждения сокращения числа санаториев до указанного количества.
И всё же, подведя итог, можно сказать – лучше иметь такую Стратегию, чем вообще ничего. Надо надеяться на то, что она сработает, и государство будет уделять должное внимание отрасли. Но при этом мы все каждый день должны стараться, чтобы результаты деятельности санаториев, и экономические, и медицинские, росли. Чтобы каждый конкретный санаторий мог жить и развиваться не только за счёт поддержки государства, но и благодаря труду и таланту руководителей, добросовестности и преданности санаторному делу персонала российских здравниц. И если это будет так, то мои прогнозы не сбудутся. И я буду этому несказанно рад!  

Комментарий Татьяны Голиковой к распоряжению от 26 ноября 2018 года №2581-р об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса
1200px-Tatyana_Golikova_official_portrait

Документ был разработан в Минздраве России и доработан в Аппарате Правительства в соответствии с поручением Президента по итогам заседания президиума Государственного совета 26 августа 2016 года.
Подписанная Стратегия определяет направления решения накопившихся проблем санаторно-курортного комплекса, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии многих территорий России.
Приведу некоторые цифры. Согласно государственному реестру курортного фонда, 44% санаторно-курортных организаций относятся к государственной форме собственности, 3% – к муниципальной, 53% – к частной. Из 495 государственных санаторно-курортных организаций к федеральным относятся 140 организаций, региональным – 355 организаций. Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае.
Национальный санаторно-курортный комплекс имеет существенный потенциал для развития. Только в 2015-2017 годах в санаторно-курортных организациях получили лечение и отдохнули свыше 20 миллионов человек. Думаю, можно рассчитывать на то, что реализация Стратегии приумножит число граждан, которые предпочтут отдых внутри страны загранице.
На настоящий момент развитие санаторно-курортного комплекса сдерживает наличие ряда проблем, одна из основных – неутешительное состояние его материально-технической базы. В 123 государственных санаторно-курортных организациях, из которых 27 относятся к федеральному уровню, износ зданий составляет более 80%. В 166 санаторно-курортных организациях износ медицинского оборудования также превышает 80%, по федеральным организациям мы фиксируем износ на уровне 90,2%.
Цель подписанной Стратегии заключается в повышении доступности санаторно-курортного лечения для граждан за счёт создания современного санаторно-курортного комплекса, который обеспечивал бы развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, материально-технической базы санаторно-курортных организаций, а также оздоровительного туризма.
Мы ожидаем, что реализация Стратегии позволит:

  •   увеличить число граждан, получивших санаторно-курортное лечение;
  •   повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса;
  •   обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса, в том числе увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  •   повысить профессиональный уровень специалистов санаторно-курортной отрасли, а также уровень информированности медицинских работников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса.
  • Мы планируем, что финансирование реализации подписанной Стратегии будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета и региональных бюджетов, а также за счёт внебюджетных источников.

Наш следующий шаг в этой работе – разработка плана конкретных мероприятий в идеологии подписанной Стратегии. Проект плана будет прорабатываться Минздравом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Аппарат Правительства со своей стороны будет оказывать коллегам в министерствах всю необходимую организационную и экспертную поддержку. Рассчитываем, что проект плана мероприятий будет внесён в Правительство в шестимесячный срок.  

17-19 ноября XX юбилейный Всероссийский форум «Здравница-2020»
17-19 ноября XX юбилейный Всероссийский форум «Здравница-2020»
Магнитотерапия из Италии
Магнитотерапия из Италии
Новинка! Аэрозольный генератор ATOMER
Новинка! Аэрозольный генератор ATOMER
Портативные физиотерапевтические системы INTELECT
Портативные физиотерапевтические системы INTELECT
«Гиалгель»  Современный эффективный препарат для лечения заболеваний суставов.
«Гиалгель» Современный эффективный препарат для лечения заболеваний суставов.
Системы поддержания стерильности от СПДС
Системы поддержания стерильности от СПДС
Оснащаем отделения нейрореабилитации!  Аппараты роботизированной механотерапии «Орторент»
Оснащаем отделения нейрореабилитации! Аппараты роботизированной механотерапии «Орторент»
Барокамера нового поколения О2 Capsule
Барокамера нового поколения О2 Capsule
Профессиональные услуги в сфере пищевой безопасности
Профессиональные услуги в сфере пищевой безопасности
Телефон:
Адрес:
624250, Свердловская область, г. Заречный, ул. Мира 35