Интерес к альтернативным методам лечения в России, как и по всему миру, постоянно растёт. Тибетская, китайская системы, аюрведа – к их услугам обращаются те, кто уже утратил веру в современную медицину, но всё ещё надеется на исцеление и выздоровление. При этом, несмотря на большой спрос со стороны пациентов, такие методы лечения до сих пор вызывают скепсис и неприятие со стороны профессионального сообщества. А зря.
Во-первых, «комплементарная медицина» признана ВОЗ и во многих странах не конкурирует, а дополняет официальную систему здравоохранения. А, во-вторых, с экономической точки зрения, игнорирование традиционных методик ведёт к потере целого сегмента потребителей, упущению прибыли и, в конечном итоге, снижению конкурентоспособности клиники.
О пути в профессии, авторском Know How и возможностях интеграции традиционных методик в санаторно-курортное лечение мы поговорили со Светланой Чойжинимаевой, кандидатом медицинских наук, заслуженным врачом Республики Бурятия, членом российского союза писателей, а также главным врачом и основателем крупнейшей в России клиники тибетской медицины «Наран».
Как пришла идея открытия клиники? Всегда интересно, как люди c медицинским образованием уходят работать в такие сферы.
Хочу заметить сразу, что я осталась работать в этой же сфере, то есть медицине. Я не разделяю врачебную деятельность на два лагеря. Мы остаёмся врачами в любом случае.
Идея созревала давно, почти с момента окончания Читинского мединститута. Мне всегда хотелось лечить людей «по-особому», как мне казалось. Да и мама моя всегда за период учёбы в вузе «подготавливала» меня к этому: собирала скудные материалы по восточной медицине.
Вначале я работала в стационаре, год преподавала в медучилище, затем два года участковым терапевтом, потом закончила клиническую ординатуру в Ленинграде. Когда наступили более тёплые времена, перестройка, вернулась домой в Улан-Удэ, и вместе с братом 11 ноября 1989 года мы открыли научно-практический центр нетрадиционной медицины НАРАН. Это его первое название.
С какими жалобами к вам обращаются?
С самыми разными. Чаще всего обнаруживаются даже несколько синдромов, их надо объединить и объяснить пациенту, что все они – звенья одной цепи.
Случаев очень много. Были пациенты с онкологией, ревматоидным артритом, даже с системной красной волчанкой.
Например, был пациент, 42 года, руководитель одного из отделений ГАИ Москвы, у него был дикий вазомоторный ринит – чихал, особенно в неудобное время (собрания, планёрки), по 15-20 и более раз беспрерывно. Капли стали помогать всё меньше и меньше. Кроме того, у него ревматизм в анамнезе (в детстве перенёс без порока сердца), псориаз, гипертония 1 степени. Именно сочетанное лечение с применением всех внешних процедур – иглы, точечный массаж, моксотерапия – помогли справиться не только с насморком, но и псориазом, давление пришло в норму.
Как, на ваш взгляд, тибетская медицина сочетается с современной?
Чем больше я читаю и изучаю, тем меньше различий между современной и традиционной системой нахожу. Перед врачом в любом случае стоит задача помочь пациенту, методы разнятся.
Если тибетская медицина на протяжении веков и до сегодняшнего дня сохранила все свои самые простые методы, то современная медицина утрачивает, а зачастую и пренебрегает ими. А ещё тибетская медицина не разделяет организм человека на отдельные части и органы. Организм человека остаётся единым целым, поэтому подход в диагностике и лечении также остаётся целостным и комплексным.
Расскажите о вашей авторской методике «Know how»
Она появилась на основе знаний тибетской медицины и собственного врачебного опыта. Нам с братом – мы работали с ним и ещё одним доктором вместе со дня основания клиники – приходилось самим разбираться в самых тяжёлых, а порой и запущенных случаях у наших пациентов. Приходилось много читать, узнавать у народных целителей методики, фитотерапию.
Если кратко, то в основе нашего Know how лежит знание о меридианах и каналах на теле человека, течения и распределения энергии по ним. Пока человек жив, в нём есть энергия, и её движение по телу может быть заторможено, заблокировано вследствие стрессов, холода, внутренних изменений в организме. Задача врача – в «открытии» этих заторов, шлюзов.
В процессе работы мы поняли, что один из самых действенных методов воздействия на организм – массаж. Я имею в виду глубокий точечный по акупунктурным точкам и зонам. Во-первых, он контактный: с помощью пальцев врач ощущает все триггерные зоны на теле. Во-вторых, не вредящий и эффективный, чтобы мгновенно снять боль, давление, приступ астмы, мигрень. В-третьих, воздействие оказывается на весь организм, от головы и до пяток. Так можно и нужно лечить весь организм в целом.
Также в этом Know how мы описали 4 метода тибетской медицины. Это коррекция образа жизни, питания, фитотерапия и внешние процедуры. Все вместе они и есть наша методика.
Как по пульсу можно определить, чем болен человек? Пользуетесь ли вы какими-то современными методами для постановки точного диагноза?
В тибетской медицине существует тесная взаимосвязь между пульсацией и работой внутренних органов. Пульс – вестник, связующий врача и пациента, его изучение позволяет «не заблудиться в пустыне». Поставил правильный диагноз – значит проторил путь к правильному лечению.
При этом сбор жалоб и анамнеза, уточняющие вопросы по питанию и т.д. никто не отменял. Всё вместе даёт возможность поставить правильный диагноз. Это в интересах пациента и врача.
В нашей клинике работают врачи, а это значит, что они владеют знаниями современной медицины, то есть умеют интерпретировать результаты разных исследований. Правда, мы отказались от лабораторной диагностики и УЗИ. Многие наши пациенты почему-то считали, что это «развод» на дополнительные деньги. Теперь пациенты приносят свои готовые результаты исследования.
Расскажите о тибетской фитотерапии
Фитотерапия – вопрос простой и сложный одновременно. В нашей стране она известна долгие годы, но не систематизирована так, как в тибетской. Но… тибетская медицина дошла до рубежей России через восток вместе с буддизмом и прижилась там на протяжении веков. Здесь эмчи-ламы, лекари для своих фитосборов уже находили аналоги и заменители из местных растений, составляли свои рецептурники.
Мой брат каждое лето ездил в экспедиции, собирал и изучал местную флору. На основе этих работ мы создали микстуры, фиточай, сборы. Они уже зарекомендовали себя как лучшие средства лечения и профилактики заболеваний. Я сама их пью. Например, от ковида.
Они, как правило, многокомпонентные. Это одно из преимуществ фитотерапии, когда несколько схожих по свойствам лекарственных растений усиливают действия друг друга. Важны баланс и дозировка с учётом побочных действий каждого растения. А сырьё мы много лет берём у одних и тех же проверенных поставщиков.
Где вы всему этому обучались?
Меня часто спрашивают об этом. А я всегда отвечаю, что училась всегда сама и у всех, у кого только можно. Много общаюсь с интересными людьми, путешествую, знакомлюсь с методами лечения. Это даёт расширение кругозора и знаний. Я и по сей день учусь, и мне это не надоедает.
Насколько методики, которые применяете вы, применимы в санаторно-курортном лечении?
Именно такие методы лечения в первую очередь и подходят для санкура, в домах отдыха, профилакториях. Наша страна огромна, очень ресурсная и в связи с этим самодостаточная. Я сама бывала кое-где и всюду хотелось что-то исправить и добавить, если честно. Побольше бы креатива руководителям, тогда их лечебницы будут круглый год забиты, будут очереди под запись.
Во-первых, сама природа, море (Крым, Сочи), горы, лес – уже лечат. Во-вторых, стоит увеличить объём медицинских услуг в виде фитотерапии, диет для разных типов конституции, иглоукалывания в сочетании с массажем, висцеральным в том числе. Цены не будет такой лечебнице.
Планируете ли вы сделать франшизу на вашу авторскую методику?
Думаем который год, не хватает ресурсов. Но если бы нашлись желающие, то занялись бы.
Какие самые действенные процедуры предлагаете пациентам?
Самые действенные процедуры у нас в клинике – внимание, сострадание, эмпатия и профессионализм врачей. Это трудная задача, работа ежедневная, незаметная. В лечении пациентов важны навыки врача общаться, проявить профессиональные знания в постановке диагноза, владеть всеми методами лечения в тибетской медицине.