Подготовила Мария Денисова
Каждый год появляются какие-то новые направления – клиники интегративной медицины, anti-age и детокс-клиники, базирующиеся на принципах превентивной персонализированной медицины. Очень интересное мнение на этот счёт услышали от главного врача санатория «Алуштинский» Юрия Чабана, который предпочитает использовать термин «антивозрастная медицина», считая его более ёмким. На взгляд редакции журнала, такая концепция очень подходит современным санаториям и позволит привлечь более молодую и активную аудиторию, для которой сохранение здоровья и активного долголетия – на первом месте.
Для справки: Юрий Алексеевич Чабан, главный врач санатория «Алуштинский», кандидат медицинских наук, академик ЕАЕН (Ганновер, Германия), руководитель Экспертного совета по антивозрастной медицине в курортологии Ассоциации клинических реабилитологов. Большую часть трудовой жизни Юрий Алексеевич был практикующим врачом – кардиологом, а с 2005 года работал главным врачом в санаториях, медицинских центрах отелей 4 и 5 звёзд.
Что такое персонализированная превентивная медицина?
Если говорить простым языком, смысл персонализированной превентивной медицины один: предложить человеку комплекс услуг, который позволит увеличить потенциал его здоровья.
Но уже на этом уровне возникают вопросы:
- Что такое здоровье?
- Как его измерить количественно?
- Какие факторы влияют на ухудшение или улучшение здоровья?
- Какие должны быть стандарты определения здоровья? Кто их устанавливает?
- Какие мероприятия/услуги предлагать пациенту для увеличения потенциала здоровья?
- Какие учреждения более эффективны для этих целей: отели, клиники, санатории, базы отдыха?
- Есть ли нормативные документы Минздрава по оказанию услуг персонализированной превентивной медицины?
В сознании врачей и общества «медицина» ассоциируется прежде всего с «болезнями». То есть акцент ставится на постановке диагноза и назначении лечения. «Болезнецентрическая модель» медицины безусловно необходима, когда в организме идут хронические деградационные процессы.
Но очень важно реализовывать «здоровьецентрическую модель» медицины, где основными вехами являются:
- Оценка уровня здоровья, стресса, физикальных параметров отклонения от нормы (вес, окружность талии), состояния сердечно-сосудистой системы, степени поражения внутренних органов (для оценки проводятся лабораторные исследования).
- Разработка индивидуальных рекомендаций на каждый день (питание, увеличение двигательной активности согласно этажу здоровья, ликвидация стресса, необходимый приём нутрицевтиков, БАДов, лекарств и др.).
- Постоянная система сопровождения на период приведения пациента к «норме».
- Предоставление пациенту доступа к цифровому личному кабинету для хранения всех данных по обследованию в динамике.
- Планомерная работа с пациентом над нормализацией веса, проведение детоксикации организма, ликвидация стрессовых факторов.
Цели двух моделей отличаются:
- Болезнецентрическая модель направлена на излечение болезни.
- Здоровьецентрическая – на активное долголетие, недопущение развития активной фазы заболеваний.
Болезнь (за исключением острых заболеваний) не возникает внезапно, а развивается длительно. То есть сначала у человека на фоне стресса, плохой экологии и эндоэкологии возникает «цепочка роста патологии». Например: хронический стресс – предпосылка к психосоматической патологии. Далее появляются различные нейроэндокринные нарушения: первоначальный набор избыточной массы тела, инсулинорезистентность, ожирение, сахарный диабет. К этой картине могут присоединиться сердечно-сосудистые осложнения. Я считаю, что именно ликвидация стресса, регулярные адекватные физические нагрузки (назначенные с учётом состояния здоровья человека и индекса максимального потребления кислорода – об этом далее в статье), эндоэкологическая очистка организма – ключ к кардинальному оздоровлению, к процессу обратного развития «цепочки роста патологии».
В санаториях в основном проходят лечение пациенты с подтверждённым диагнозом. Когда мы говорим о терапии – это подразумевает диагноз, а значит код МКБ, клинические рекомендации и протоколы лечения, от которых нельзя отклоняться. А вот в клиники персонализированной медицины обращаются чаще лица здоровые с нарушением качества жизни и пациенты с компенсированными хроническими заболеваниями. То есть те пациенты, которые не нуждаются, согласно их диагнозам, в фармакологическом лечении, но которые хотят увеличить потенциал здоровья, продлить здоровое долголетие и оттянуть наступление различных генетически детерминированных заболеваний.
Разбираемся с терминологией
Я предпочитаю использовать термин «антивозрастная медицина», а не «персонализированная превентивная медицина». «Антивозрастная медицина» включает в себя не только раннюю диагностику заболевания, индивидуальную оценку рисков, адресную коррекцию негативных изменений, постоянный мониторинг состояния пациента, но и активную программу антистарения, которая реально меняет образ жизни, мировоззрение и самого человека, даёт видимый и ощутимый результат.
ФАКТ: Совет экспертов Ассоциации клинических реабилитологов разрабатывает сейчас модели внедрения «антивозрастной медицины». Члены ассоциации считают, что для реализации программы необходимо снижать стресс, бороться с ожирением и располагающими к нему факторами и проводить детокс-мероприятия.
Не маркетинговая выдумка, а новый медицинский подход!
Обычно в санаторий человек едет по путёвке или программе, в которой уже прописаны процедуры. Такие предложения составляют примерно 95% рынка санаторно-курортных услуг. Но это не персонализация, а заранее созданный пакет медицинских услуг.
Персонализированная история совсем другая. Врачи, которые занимаются превентивной (антивозрастной) медициной, могут выявить тонкие отклонения в состоянии здоровья человека и подкорректировать их, чтобы через годы человек имел совсем другие результаты по здоровью. Мы все живём в соответствии с определённой программой, на которую влияют генетические факторы и факторы внешней среды. В клинике превентивной медицины мы меняем негативный сценарий на позитивный, согласовывая этот путь с пациентом. И мы ведём пациента по этому пути: люди приезжают к нам повторно, мы сверяем показатели, смотрим на динамику, вносим корректировки, даём конкретные рекомендации по изменению образа жизни.
В поликлиниках и больницах врачи действуют по-другому – им нужно вылечить болезнь. Человек пришёл к болезни, потому что вовремя не обратился к антивозрастной медицине. Когда-то в СССР все проходили диспансеризацию, ездили в санатории, где главными были климат, море и отсутствие стрессов. Теперь есть превентивная (антивозрастная) медицина, которая отличается от болезнецентрической модели по методологии, по результатам, по контингенту, по подготовке врачей и по направленности медицинского оборудования. Это не маркетинговая выдумка, а современный профилактический подход, новый взгляд на диагностику, назначаемые процедуры на донозологическом этапе развития болезни. А вот профанацией я бы назвал косметологические программы «анти-эйдж», которые решают эстетические задачи без учёта оценки обменных процессов и функций органов и систем. Здесь должен применяться комплексный междисциплинарный подход, уровня компетенции врача-косметолога просто недостаточно.
Пациент хочет результата
Ко мне на консультацию часто приходят люди с не самым высоким функциональным состоянием из-за воздействия вредных факторов. И нам нужно за 7-10 дней провести ряд мероприятий, которые дали бы видимый эффект. Стоимость превентивных медицинских программ всегда будет выше обычных. И клиенты, вкладывая деньги в своё здоровье, хотят только одного – получить видимый, ощутимый и измеряемый результат. И клиника превентивной медицины должна его обеспечить.
Нет альтернативы диагностике
Смысл превентивной персонализированной медицины в том, чтобы создать уникальную программу для человека по улучшению именно его здоровья. Для начала, конечно же, нужна качественная диагностика. Сейчас в распоряжении врачей много технологий.
В стандартной клинике превентивной медицины обычно представлен широкий ассортимент диагностического оборудования: аппарат УЗИ, системы оценки состояния сосудов, биоимпедансметрия, ЭКГ, холтер ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления, вариабельность сердечного ритма, велоэргометрия и спирография, а также полная линейка различных лабораторных исследований и генетических тестов. При реализации антивозрастной программы главное – обследование сердца, сосудов, биоимпедансметрия, уровень тренированности (оценка функции, уровень здоровья), лаборатория, персональная программа оздоровления, контроль в динамике.
Крайне важно проводить пациентам кардиотестирование. Одним из важных интегральных показателей здоровья является индекс максимального потребления кислорода (МПК) – именно он определяет уровень физического здоровья. Если на первичном этапе выясняется, что у человека очень низкий индекс МПК, врач направляет его на более глубокие исследования. Исходя из уровня (очень плохо, плохо, средне, хорошо, отлично) – врач для каждого пациента индивидуально подбирает физиотерапию, водолечебные процедуры, программу физических тренировок с целью повышения максимального потребления кислорода и, как следствие, – повышения уровня здоровья. Люди с самым высоким индексом МПК считаются долгожителями.
Человек может повысить продолжительность жизни, но ему необходима помощь врачей-консультантов, в этом случае врачи не только в теории объясняют, но и прививают здоровые привычки на практике.
По результатам кардиотестирования мы можем разработать несколько сценариев жизненного пути для человека исходя из уровней здоровья: как он будет жить, если не будет уделять внимание своему здоровью, и как, если исключит вредные факторы, будет соблюдать режим двигательной активности, есть здоровую еду.
Три кита антивозрастной медицины
В такой медицине важны стандарты: принимая пациента на программу, врач-координатор должен провести обследование. Он должен чётко знать, как оценить адаптационное состояние организма, и что предложить человеку для улучшения потенциала здоровья с точки зрения лучших практик мировой медицины. Врач должен «вести» пациента, контролировать процесс. Интернет даёт новые возможности: если раньше мы полгода-год ждали, пока пациент вернётся, то сейчас мы можем оценить его состояние в онлайн-режиме. Таким образом, мы получаем доступ к нашим постоянным гостям, можем отслеживать динамику, вовлекать их в процесс.
Как правило, в клиники превентивной медицины (чаще это 4, 5 звёзд) поступают успешные и обеспеченные люди, и им нужно, чтобы всё было чётко с маршрутизацией, с расписанием процедур. Чтобы они заранее знали, какие процедуры и консультации с какими врачами они получат и в какие сроки. Поэтому все процессы обязательно должны быть «диджитализированы».
Далее, как только заканчивается диагностический период, лечащий врач на основании функциональных и лабораторных методов диагностики выставляет окончательный диагноз или заключение о функциональном состоянии организма (если не диагностирована болезнь). Специализация клиники определяет необходимый перечень медоборудования, подходящего для решения целей и задач этой клиники. Бюджет на медоборудование может быть разный, главное – получить качественный результат по диагностике и по лечению.
По моему мнению, концепция антивозрастной медицины может быть успешно реализована в санаториях. Для этого есть все основания: природные лечебные факторы, климатические условия, условия для размещения, персонал, который можно переориентировать не только на лечение болезней, но и на профилактическую медицину. Именно такой подход поможет государству решить важные задачи: укрепление «здоровья нации» и увеличение средней продолжительности жизни граждан РФ.