Михаил Кочиашвили, Основатель системы антикризисного управления для санаторно-курортной отрасли, Санкур-эксперт, врач, почётный доктор медицинских наук, куратор лучших санаториев России
ВНИМАНИЕ!!! В конце материала прилагается шаблон формы для анализа службы питания в санатории.
Январская загрузка показала тенденцию к усилению сезонности, что является реальностью в условиях экономического спада, снижения платёжеспособности и эпидемиологических ограничений. Были ли у Вашего санатория другие ожидания по загрузке в первые месяцы года?! Думаю, что большинство надеялись на лучшее.
Когда амплитуда сезонности резко растёт в начале года, это значит, что желаемая загрузка будет только в высокий сезон и Новый год. Уверен, некоторые санатории имеют динамическую модель управления и сильную команду управленцев, которые оперативно реагируют на изменения рынка. По итогам прошлого года каждый санаторий должен проводить стратегическую сессию для определения целей и задач, политики продаж, кураторов по направлениям и др.
Фото с сессии стратегического планирования в санатории «Бирюза», г. Сочи
Если Ваш санаторий не проводил стратегическую сессию, то самое время это сделать. Период для постановки задач предлагаю взять с 01.04.2021 до 01.04.2022 г. С учётом того, что сейчас середина февраля, на подготовку, проведение и запуск потребуется около шести недель. И можно успеть начать со второго квартала.
В классическом варианте, для усиления эффекта непредвзятости, исключения личных симпатий и протекционизма, сессию, как правило, курирует внешний независимый отраслевой эксперт. Но в данной ситуации можно попробовать сделать это самостоятельно.
Что такое стратегическая сессия и какие шаги необходимо сделать.
Стратегическую сессию некоторые авторы называют Стратегическое планирование (СП).
Метод стратегических сессий – это форма работы, при которой ключевые специалисты санатория (лидеры) под управлением эксперта (модератора) последовательно проводят анализ и разработку стратегии, стратегического плана и показателей эффективности работы санатория.
Фото с лекций и мастер-классов по Wellness-питанию, SPA-услугам, а также оценка эффективности медицинских программ санаторного лечения, санаторий «Алтайский замок», г. Белокуриха
В данной модели роль модератора выполняет директор или главный врач.
Этапы СП:
1 этап: Установочный
• Выбор команды ключевых специалистов санатория (лидеры направлений);
2 этап: Анализ выводов экспертизы и поиск преимуществ
• Анализ ситуации на рынке потребителей и конкурентов;
• Оценка привлекательности существующего продукта, путёвок, программ, уровня проживания и питания, конкурентных преимуществ и стратегических альтернатив;
• Постановка стратегических целей;
3 этап: Внутренний анализ и факторы успешности
• Анализ ресурсов санатория;
• Анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей, угроз (SWOT);
• Выявление ключевых факторов успешности;
• Оценка и выбор приоритетов;
4 этап: Разработка тактических целей и показателей (KPI)
• Разработка целей тактического уровня;
• Разработка системы Ключевых Показателей Эффективности;
• Распределение ответственности за результат;
• Создание операционного плана деятельности
В помощь привожу шаблон по оценке службы питания. По аналогии можно составить формы для анализа разных служб и процессов.
Необходимо провести анализ всех служб, продукта и основных бизнес-процессов. Выявить слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. Данные анализа проведённых исследований и SWOT-анализ помогут Вам поставить выполнимые задачи и создать операционный план деятельности. Буду рад, если данная публикация поможет Вам стать более конкурентоспособными и осуществлять качественное санаторно-курортное лечение.