Цель данной статьи – смоделировать возможные варианты решения накопившихся задач в отрасли, обсудить гипотезы и предложения.
Многие санатории, дома отдыха и более 30 тысяч гостиниц захотят пойти путём оказания на своих территориях несложных оздоровительных услуг, достаточно эффективных и безопасных для короткого отдыха, не требующих сложных регуляторных механизмов внедрения, но отвечающих требованиям полноценного отдыха для городского жителя. Уверен, что в случае появления удачных решений откроются десятки тысяч новых учреждений по поддержанию здоровья и предупреждению заболеваний. Но прежде стоит разобраться с отраслью, способной поставлять технологии для этих услуг.
Такие перемены невозможны без смены подхода к отдыху и оздоровлению, к условиям жизни и работы человека. Основные вопросы, на которые важно ответить: как разработать решения, способные стать локомотивом отрасли, которая ещё реально и не сформирована, о чём свидетельствует неразбериха с терминами, и как добиться того, чтобы инновации в этой отрасли не были связаны с какими-то конкретными чиновниками или авторитетами, лоббированием интересов финансовых групп, а получали статус полезных для интеграции в общепризнанную идеологию сферы здоровьесбережения, которой ещё предстоит появиться на свет?
Конечно, в первую очередь напрашивается критика методов работы существующих институтов – общественных, академических и исполнительной власти – в этой области. Но проблема в том, что они занимаются своим делом, исполняют свою миссию и не всегда легко осваивают новые сферы или смену вектора в своей отрасли или экономике в целом. Там, где накоплен грандиозный опыт в конкретных областях, где научный консерватизм позволял достигать результата, это сделать сложно именно в связи с тем же консерватизмом и страхом утраты этого потенциала. Однако без новых подходов к оценке ситуации, новых механизмов принятия решений, постановки кардинально новых задач и инновационных прорывов не получится сделать ничего. Приведу слова гениального учёного Питера Друкера: «Величайшую опасность во времена перемен и нестабильности представляют не сами перемены, а действия в соответствии с логикой вчерашнего дня».
Перемены – хороший повод переходить от дискуссий к конкретным действиям, когда каждый небезразличный человек – академик, суперменеджер, инвестор или рядовой специалист – является равноправным участником процесса реформ в этой области.
Моё желание вовлечь профессионалов к диалогу преследует цель содействовать переменам в этой области, объединяя вокруг них единомышленников, разгружая и систематизируя термины, понятия и смыслы – мы все заинтересованы разговаривать на одном языке. В сфере здоровьесбережения не может быть хайпа, монополизации идей, решений, действий, давления авторитетами. Ей всегда будет не хватать инноваций, специалистов, управленцев, внимания законодательной и исполнительной власти. В этой области трудно будет отрапортоваться, поскольку задач слишком много, а брак виден сразу. Рост заболеваемости населения демонстрирует, что условия жизни, разрушающие здоровье человека, «побеждают».
Появляются новые «чёрные лебеди» санаторно-курортной отрасли, которые могут повлиять на смену векторов и эффективность работы СКО, где в основе лежат природные факторы, и о которых я не упомянул в своей аналитической статье. Современные разработки позволяют получить любую минеральную воду и любую лечебную грязь на территории любого санатория или дома отдыха, находящегося далеко от привычного брендового места. Я думаю, что не за горами инновационная революция и скоро в каждом санатории, доме отдыха, спа-салоне появится устройство, напоминающее вендинговую машину, где вы сможете подобрать себе желаемую минеральную воду или грязь нажатием кнопки, а машина сама намешает соли, микроэлементы и другие полезные ингредиенты, соответствующие тому или иному природному феномену.
Здоровьесбережение и здравоохранение:
трудности с определением понятий и разделением функций.
Здравоохранение и здоровьесбережение – это две объёмные системы, состоящие из множества подсистем, которые находятся каждая на своём этапе развития и не только не функционируют синхронно, но могут и противоречить друг другу по охвату процессов и достигнутым результатам.
Сложности терминологического конструирования вводят в заблуждение и не дают возможности навести порядок в этих областях. При описании функциональной нагрузки обеих систем врачи и специалисты находятся под влиянием смыслов, порождённых самим термином «здравоохранение», введённым Н. А. Семашко в начале прошлого столетия. Более справедливое название системы сегодня может звучать как «система оказания всех видов медицинской помощи и реабилитации», поскольку уже более 30 лет СНГ берёт на себя ответственность за людей, заболевших или находящихся в зоне риска возникновения заболеваний.
Современная система здравоохранения преследует свои конкретные цели и задачи, распространена по всеми миру и имеет схожие механизмы по оказанию медицинской помощи: от мониторинга населения из группы риска до реабилитации. Все области здравоохранения имеют научную базу и находятся в постоянном развитии. Достижения в некоторых областях поражают воображение и вселяют надежду на спасение человечества от тяжёлых заболеваний. Одновременно в связи с отсутствием единого понимания функции и роли здоровьесбережения существует риск превращения отрасли в склад технологий, методов и комплекса бессистемных, но активных действий одних людей для сбережения здоровья других.
Здоровьесбережение – комплекс мер и поведенческих нормативов, реализуемые в благоприятных для жизнедеятельности человека условиях, определяющих образ жизни и выраженных в постоянно обновляющейся исторически обусловленной культуре здоровья, поведения, питания, гигиены, физической активности и других атрибутов валеологии, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Благоприятными условиями жизни являются те, которые предупреждают воздействие факторов, угрожающих здоровью, поддерживают качество жизни на оптимальном уровне, способствующем сбережению здоровье. Благоприятными условиями можно назвать и те, к которым адаптировался организм человека. По стечению обстоятельств, факторы окружающей среды доминируют в этом процессе. Влияние на здоровье человека большей части из них не изучено.
Развитие здоровьесбережения в правильном направлении может сформировать базу знаний, позволяющих понять этиологические факторы возникновения состояний нездоровья.
В правовом смысле, чтобы было понятнее, здравоохранение – это право на получение медицинской помощи в случае возникновения заболевания, а здоровьесбережение – это право оставаться здоровым в том статусе, который удовлетворителен для человека.
Основным «яблоком раздора» является профилактика. Происходит это из-за отсутствия чёткого разделения понятия «профилактика» на социальную и медицинскую. Социальная часть профилактики справедливо является частью здоровьесбережения – инструментом и формой достижения целей, которые должны рассматриваться в качестве оборотной стороны здравоохранного процесса и замыкать полноценный цикл обеспечения трудоспособности и комфортного, здорового образа жизни.
Следовательно, здоровьесбережение – это область, изучающая в том числе и вопросы социальной (немедицинской) профилактики, поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, направленные на создание благоприятной среды обитания. Тем не менее ещё предстоит ответить на вопрос о том, где проходят границы между здравоохранением и здоровьесбережением и как между ними распределяются зоны ответственности.
Понятие «здоровьесбережение» часто подменяется понятием «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Но для эффективного внедрения принципов ЗОЖ необходимо досконально изучить факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Сегодня методы ЗОЖ идентичны во всём мире, тем не менее они зависят от возраста, пола, уровня физической подготовки, региона, климатической зоны, экологической обстановки и статуса здоровья населения. Большинство методов ЗОЖ бессильны перед пониженной инсоляцией, загрязнённым воздухом, низким качеством продуктов питания, вибрационной, шумовой загрязнённостью и воздействием электромагнитных волн. А стресс, например, рассматривается как отдельный физический фактор – абсолютное зло, – в то время как он является механизмом адаптации и ответной реакцией на негатив, играющей в жизни человека важную роль, и лишь постоянный стресс, как, например, жизнь в большом городе, может стать разрушающим фактором для здоровья.
Не стоит забывать, что в начале прошлого века для борьбы с туберкулёзом советская власть ввела нормы инсоляции в помещениях. Есть ещё множество норм, определяющих пригодность жилья для жизни. Но это не значит, что министерство строительства должно войти в состав Минздрава. Не стоит в нём открывать департамент бытовой техники борясь с шумовым загрязнением на кухне. Нужно нести в эти области знания о человеке и его здоровье.
Систематизация знаний и методов в сфере здоровьесбережения позволит активизировать процессы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний с раннего детства и применять в течение всей жизни, обучить родителей и специалистов немедицинских специальностей – воспитателей, учителей, тренеров, социальных работников, специалистов по организации отдыха и др., – создав тем самым среду, насыщенную атрибутами, символикой, терминологией, а также знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера, наиболее полезными для региона проживания.
Активное развитие области поддержания здоровья и предупреждения заболеваний позволит разработать и персонализировать рекомендации для каждого конкретного человека так, как это происходило со времён Гиппократа.
Кроме того, прививать нужно не ЗОЖ, а культуру здоровья, которая должна быть привязана к конкретному региону и конкретной этнической группе. И если вы в Алтае принимаете гостей из Москвы, то вы вынуждены учитывать факторы их постоянного места жительства. Принимая городского жителя в горной местности насыщенной кислородом (что уже само по себе является стрессом для организма требующим адаптации) – не назначайте ему кислородные барокамеры вызывая кислородную интоксикацию.
Как уже отмечалось, здоровьесбережение не является лишь сферой накопления технологий и методов и не может работать по принципу накопленного потенциала, поскольку такой потенциал в связи со сложностями взаимодействия и применения может иметь отрицательный знак.
На сегодня остаётся открытым вопрос: почему, несмотря на то, что меры по оздоровлению образа жизни – борьба с курением, алкоголизацией, профилактика гипертонии, диабета и множество других мероприятий — активно внедрялись последние 30 лет, фрагменты этих программ в смешанном порядке перетекали из концепции в концепцию, а положительный эффект в виде снижения опасности воздействия этих факторов в полной мере не достигнут, и более того — положение по ряду направлений оставляет желать лучшего? Не появилось за это время и механизмов замера и стандартизации существующих форм здоровья и изменений в здоровом организме.
Не исключено, что ответы на эти вопросы, без которых невозможно говорить о здоровой нации, мы получим благодаря созданию новых институтов, использующих инновационные, отличные от существующих, подходы и методы исследований.
Изучение всех аспектов здоровьесбережения (социальных и медицинских) позволит систематизировать имеющиеся и получить новые знания (в том числе и с помощью искусственного интеллекта (ИИ)) о влиянии на здорового человека окружающей среды, цикличных природных факторов, механизмов адаптации, поведения, питания, физической активности, профессиональной деятельности, географических зон, особенностей генома и микробиоты, а также сделать на их основании качественный анализ и прогнозы для фиксации статуса здоровья и векторов развития состояния нездоровья. Работы непочатый край и у этой работы должен быть свой очаг и своя научная культура. Старыми алгоритмами здесь ничего не сдвинуть с места.
Любое движение к гармоничному будущему лежит через подтверждение, систематизацию и единообразие восприятия всеми сторонами процесса базовых понятий в указанной сфере, их пользы для нынешних и будущих вызовов.
Вот основные тезисы, вокруг которых нужно концентрировать интеллектуальный потенциал специалистов всех уровней:
- Здоровьесбережение – это сфера, отвечающая за сохранение здоровья, в которую вовлечены не только факторы, связанные с самим человеком, но и те факторы окружающей среды, которые влияют на него и от которых на данном этапе невозможно отгородиться. И поскольку этих факторов значительно больше – здоровьесбережение не может считаться лишь медицинской проблемой.
- Вопреки устоявшимся стереотипам, здоровьесбережение не имеет прямого отношения к здравоохранению, а, наоборот, оберегает государство и граждан от больших затрат на лечение. Соответственно, оно является отдельным общественно значимым сегментом. Рубль, потраченный на здоровьесбережение, экономит 10 рублей, потраченных на здравоохранение. И здесь велика роль санаторно-курортной отрасли.
- Предупреждение заболеваний и поддержание здоровья уже сегодня являются активно развивающимися формами деятельности, но разбросанными по различным отраслям, а, следовательно, не получившими шанс на полноценное служение обществу и системное движение к своим целям. Поэтому они эксплуатируются в сугубо коммерческих целях. На данном этапе в основе их продвижения лежат два аспекта: вера в то, что предлагаемый продукт или услуга способны принести или сохранить здоровье и страх перед болезнями, являющиеся по сути маркетинговой петлёй.
- Подавляющее большинство методов, технологий, практик, вовлечённых в здоровьесбережение, для усиления своей значимости используют противопоставление современной медицине, что по сути порочно, ибо одно является продолжением другого и главным в обеих сферах выступает доверие к продукту, услуге, препарату, методу и специалисту, несущему знания и отвечающему за восприятие этих знаний принимающей их стороной (пациентом, клиентом). Пока наиболее эффективно этой моделью пользуется сетевой маркетинг и целители.
- Развитие сферы здоровьесбережения позволит активнее разрабатывать методы и механизмы внедрения культуры здоровья, физической культуры и другие формы ЗОЖ, активизирует законодательную инициативу и эффективную подготовку соответствующих кадров, а также отделит медицинскую профилактику от социально значимой профилактики.
- Сфера здоровьесбережения, открывающая дорогу к фиксации статуса здоровья населения, в том числе и городского здоровья, поднимет на новый уровень возможности врачей в вопросах понимания истории жизни пациентов и условий, в которых возникают те или иные состояния нездоровья и заболевания. Здесь и лежат ключи к персонализированной медицине.
- Туристическая индустрия, набирающая темп, в том числе и за счёт бессистемного внедрения методов здоровьесбережения, также требует решений в этой области уже сегодня.
- Благодаря появлению новых специальностей и образовательных очагов для них, возникает возможность создать поле для привлечения, удержания и переподготовки врачей и медсестёр, ушедших из системы здравоохранения по причине разочарования ситуацией в ней.
- Методы здоровьесбережения не только могут поднять на новый уровень современную систему оказания медицинской помощи населению, но и радикально изменить эффективность промышленной медицины.
- Необходимо разработать более мягкие стандарты и формы проведения сертификации здоровьесберегающих технологий, ставя во главу угла вопросы реальной пользы и безопасности применения, что позволит наладить тиражирование ЗОЖ-практик в соответствии с национальными программами.
ЗОЖ – очень модная тема сегодня, и о ней говорят все, кому не лень, а конкретных действий мало. Основная суета идёт вокруг перетягивания мыслей и идей друг у друга участниками дискуссий. В погоне за броской упаковкой постепенно идёт утрата содержания и смыслов. Используемые для обсуждения проблем в этой сфере термины и алгоритмы имеют все признаки профанации. Некоторые проекты проталкиваются на рынок как «спасительные», но по сути являются чисто коммерческими и строятся на авторитете громких имён и коммерческой выгоде, что в свою очередь уменьшает шансы на разработку и внедрение качественных решений в этой сфере, в интересах рядовых граждан. Даже самые вразумительные и перспективные проекты, существовавшие в начале процесса формирования сферы здоровьесбережения, уже давно обезличены и потеряли генеративную силу.
Развитие сферы здоровьесбережения, сохранит право граждан нашей страны оставаться здоровыми, а врачам даст более глубокое понимание этиологических факторов возникновения заболеваний и поведенческих алгоритмов своих пациентов, т. е. персонифицировать как это завещал Гиппократ. Здоровье начинается с правильно выстроенных среды обитания городов и образа жизни. Но здоровьесбережению ещё предстоит дать научно обоснованное определение, которое подтолкнёт к системному развитию отрасли.
Тема очень обширная. Допущено много ошибок на старте. Поэтому обсуждение должно не останавливаться и приближать нас к решениям и развязкам, обеспечивающим движение к цели.
С уважением,
Тигран Александрович Нерсисян
Врач, независимый эксперт, независимый директор, организатор здравоохранения
Разработчик и управляющий проектами в сфере здравоохранения и здоровьесбережения, health protection, health maintenance, непрофильных доходов, В2В-проектирования.
Автор книг:
- «Частные вопросы маркетинговых и информационных войн».
- «Проблемы формирования Доктрины системы здравоохранения».
- «Бренд-статус врача – новая реальность».
- «Жизнь в большом городе: риски проживания в новой среде обитания».