Мария Денисова
Российские санатории имеют богатую историю и традиции, уходящие корнями в советское время, когда они играли ключевую роль в системе здравоохранения. Однако в последние годы отрасль сталкивается с многочисленными проблемами, которые препятствуют её развитию. При том, что сейчас довольно удачное время – интерес населения к санаториям явно вырос, учитывая нестабильную геополитическую обстановку. Но почему же тогда поток ежегодно восстанавливающих здоровье в санаториях россиян едва переваливает за 6,5 миллионов, как и два, и четыре, и шесть лет назад? Давайте попробуем разобраться.
Эксперты говорят о колоссальных возможностях отрасли, и да, она действительно показала свою значимость во время ковидной пандемии. Но почему санкуру нужны необычные стимулирующие факторы, такие обострённость отношений с внешним миром или пандемия, чтобы поток людей в здравницы был стабильным. Мы пытаемся разобраться в этом вопросе уже 15 лет. Основная проблема, на наш взгляд, не в недостатках инвестиций, бюрократических проволочках, нехватке кадров и «совдеповской» плитке в водолечебном отделении... Это лишь частные проявления более глубинной проблемы.
Основная проблема в том, что санатории сами не могут определиться, кто они и в чем их миссия. Этот фундаментальный вопрос должен задать себе каждый руководитель санатория. Очень многие хватаются сразу за много направлений – мы и санаторно-курортные путёвки продаём, и медицинскую реабилитацию оказываем, и домики сдаем на территории – заезжайте к нам на выходные с шашлыками и пивом. И в бассейне можете покупаться, приезжая по путёвке выходного дня. А если пожар где или наводнение, или сложная ситуация на новых территориях – то мы примем незащищенные слои населения по указке сверху. Ковид – мы можем стать ковидным госпиталем… И так далее по списку... Такое ощущение, что санаториями «латают слабые места».
Мы, конечно, понимаем, что рынок есть рынок. И он диктует такие условия, что санаториям нужно зарабатывать. Но намного проще зарабатывать, если у тебя есть внятная концепция, свой путь развития, выверенная стратегия. Всё для всех и сразу – так развиваться не получится. А что в итоге? Опять у всех в головах путаница – у руководителей санаториев, у отраслевых ассоциаций и у пациентов – по совместительству «отдыхающих». И санатории не понимают, куда себя отнести, и болтаются где-то посередине между туризмом и медициной.
Хотя мы уверены, что главная миссия санаториев – не принимать на расселение беженцев и не латать бреши, а сохранять здоровье населения нашей огромной страны. Делать, конечно, каждый будет это по-своему. Какие-то организации, предоставляя премиальный сервис и превосходное обслуживание. Но давайте, положа руку на сердце, ответим на вопрос, сколько в России людей могут потратить 800 тысяч рублей за неделю оздоровления в премиальных здравницах? Клиентура сильно ограничена. Понятно, что те, кто на чужих берегах потерял сейчас яхты, могут себе это позволить. Но не остальной контингент, который копит на отпуск весь год. Так что большая часть санаториев явно нацелена на людей среднего достатка. Но их тоже нужно привлечь, так как с деньгами эта часть населения страны расстается ещё более неохотно, чем миллионеры. Нужны очень железобетонные аргументы, чтобы убедить человека с зарплатой 100 тысяч в месяц приехать в санаторий Тюмени на 10 дней за 150 тысяч. Все сталкивались с фразой в инструкциях к лекарствам: приём оправдан в том случае, если возможная польза лекарственного средства превышает риски его использования? Так и тут. Человек должен чётко понимать, что за 150 тысяч за 10 дней он получит несравнимо больше, чем потратил: ощутимый эффект, инвестиции в собственное здоровье, которые в итоге помогут быть кратно эффективней во всех сферах – строить карьеру, создать семью, больше зарабатывать.
Мы за то, чтобы каждый санаторий нашел свой путь, свою нишу и развивался именно в ней. Полагаясь на себя, а не ища причины неудач во факторах из вне. Пока санатории не поработают над смыслами для людей – зачем им ехать в здравницу, они всегда будут каким-то эрзацем. Эрзацем отдыха, эрзацем лечения, эрзацем непонятно чего.
Выбрав свою нишу, донеся смыслы до той группы населения, на которую ориентирован продукт, санаторий поступательно и материально-техническую базу обновит, и будет иметь стабильный поток клиентов, независящий от внешних факторов или волеизъявления власть имущих. И перспективные инвесторы появятся, или вообще будут не нужны, потому что объект и сам совсем справится. А до тех пор эксперты могут пространно перечислять по списку причины, кто виноват в стагнации отрасли и что с этим делать…