Сергей Дмитреев, главный редактор Бизнес-журнала «С.К.О.»
Наконец-то для очень разнородной санаторно-курортной отрасли появились условия, при которых объединение действующих санаториев может стать реальностью. Совместные усилия, приложенные в одном направлении, могут дать результаты. Жаль, что причина возникновения этих условий – текущая пандемия COVID-19. Как говорится – не было бы счастья, да несчастье помогло.
Санатории решили объединиться на поле борьбы с последствиями коронавируса для того, чтобы напомнить о своём существовании и попробовать всё-таки растолкать застрявшую на старте стратегию развития санаторной отрасли. Тем более, что пока никто не может достоверно сказать, когда пандемия пойдёт на спад. С каждым днём инфицированных становится всё больше и больше. Наблюдается увеличение процента пациентов со средней и тяжёлой формой болезни. Следовательно, возрастает и потребность в качественной и эффективной реабилитации после коронавирусной инфекции. Настало самое время санаториям напомнить о своих возможностях.
С точки зрения маркетинга, сейчас более чем подходящий момент обратить внимание на санаторное лечение. Пандемия выявила проблемы в организации здравоохранения даже в считающихся благополучными странах. Что касается России, то у неё в отличие от большинства государств оказался серьёзный резерв медицинских учреждений, достаточно равномерно распределённых по всей территории страны. И в первую, и во вторую волну эпидемии ресурсы многих санаториев оказались востребованы в качестве обсерваторов и даже ковидных госпиталей.
Кивидный госпиталь МЦ «Решма», Ивановская область. Подробности читайте в статье: «Санатории и новая коронавирусная инфекция. Проблемы и пути их решения»
А санатории, ориентированные на настоящую медицинскую реабилитацию с сильной медицинской частью и квалифицированным врачебным персоналом, практически не прекращали работу именно в этом качестве, продолжая плановое восстановительное лечение больных с различными патологиями.
Но не зря мы считаем отрасль разнородной. Буквально до весны этого года часть санаториев видела свою миссию в создании условий в первую очередь для отдыха, причём в таком понимании, как это видел руководитель или владелец. Номера отделывались без всякой оглядки на санитарные нормы и правила, вкладывались большие средства в развлекательную инфраструктуру, система питания выстраивалась по отельным принципам. При этом медицинская составляющая оказывалась в роли бедной родственницы с устаревшим и неэффективным оборудованием, с немотивированным персоналом, лишённым возможности повышения своих профессиональных компетенций. Как раз на руководителей подобных санаториев и пришлось наибольшее число так называемых COVID-диссидентов. Однако, постепенно стало приходить понимание, что если вести речь о сохранении своего учреждения как санатория, то необходимо перестраивать свое видение бизнеса. Диссиденты сменили риторику и превратились в ярых сторонников реабилитации после коронавирусной инфекции.
Как и должно быть в России, пытающиеся объединиться санатории зашли с правильной карты, а именно с обращения прямиком к президенту. Хотя пример с многострадальной стратегии развития санаторно-курортной отрасли, наверно, показателен в плане того, что у главы государства есть дела и поважнее. Тем не менее, подача санаторной отрасли первому лицу под новым углом и в новой ситуации может оказаться более удачной, чем предыдущие попытки привлечь внимание президента к судьбам санкура.
Всё бы неплохо, но в этой истории с обращением о важности роли санаториев в борьбе с коронавирусной инфекцией немного смущает, что во главе инициативы стоят не представители официального здравоохранения, а в основном представители туризма. Хотя это и понятно в разрезе текущего момента. Реально работающая программа развития внутреннего туризма и его финансирование привели к тому, что функционеры от туризма пока играют роль первых скрипок. Но должны ли санатории играть в этом оркестре?
По моему мнению, санаторная отрасль вправе, опираясь на ту же стратегию развития, даже не просить, а требовать целевой поддержки государства! Причём не как часть туристического продукта России, а как самостоятельная часть системы здравоохранения страны. По-настоящему уникальная и эффективная. И эта эффективность доказывается сегодня сотнями тысяч проходящих лечение и реабилитацию сограждан в санаториях страны.
Есть опасность, что погоня санаториев за двумя зайцами, туризмом и здравоохранением, может привести к тому, что оба зайца убегут в светлое будущее непойманными. А будущее санаториев – в интеграции в систему здравоохранения с чёткими правилами и регламентами санаторного лечения.